14 марта 2023 г. |
Дело N А56-53253/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И., рассмотрев 14.03.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А56-53253/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ленмонтаж", адрес: 188670, Ленинградская область, Всеволожский р-н, м-ко Углово, д. 18/67, пом. 11, ОГРН 1027807567292, ИНН 7814003081 (далее - заявитель, Общество, ООО "Ленмонтаж"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня, таможенный орган), от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1733/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 03.08.2022 (мотивированное решение изготовлено 15.08.2022) требования Общества удовлетворены, постановлением апелляционного суда от 01.12.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 15.08.2022 и постановление от 01.12.2022, принять по делу новый судебный акт.
По мнению таможенного органа, ошибочен вывод судов о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, датой совершения правонарушения является дата фактического представления формы - 17.11.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, 17.11.2021 Общество представило в таможенный орган статистическую форму за отчетный период - июль 2020 года с системным номером ED20211117110430255 в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которая автоматически зарегистрирована на сайте Федеральной таможенной службы 17.11.2021 под кодом Санкт-Петербургской таможни с регистрационным номером 10210000/171121/С623904.
Согласно данным из представленной статистической формы, отгрузка осуществлена в июле 2020 года, товар - "прочие машины для смешивания или перемешивания, прочие"; покупатель - ThyssenKrupp Industrial Solutions AG (Германия), согласно договору от 03.09.2019 N 4000157713 товары поставляются в третью страну (Казахстан), ТОО "Богатырь Комир" в Экибастузе, общая стоимость товара - 454 287,75 евро, вес 323 982,439 кг.
Отгрузка осуществлялась по следующим документам: договор N 4000157713 от 03.09.2019; уникальный номер договора (паспорт сделки) N 20010006/1000/0074/9/1 от 20.01.2020; счета фактуры (инвойсы): N 207005 от 02.07.2020, N 707001 от 07.07.2020, N 907002 от 09.07.2020, N 907003 от 09.07.2020, N 130702 от 13.07.2020, N 140702 от 14.07.2020, N 150702 от 15.07.2020, N 170702 от 17.07.2020, N 200701 от 20.07.2020, N 200702 от 20.07.2020, N 230702 от 23.07.2020, N 240702 от 24.07.2020, N 240704 от 24.07.2020, N 270703 от 27.07.2020, N 270704 от 27.07.2020, N 290702 от 29.07.2020, N 300702 от 30.07.2020, N 170703 от 17.07.2020.
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), статистическая форма учета перемещения товаров за июль 2020 года должна быть представлена в таможенный орган не позднее 14.08.2020, однако фактически представлена Обществом 17.11.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Таможни 11.04.2022 в отношении Общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1733/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал постановление Таможни незаконным и отменил его, посчитав, что таможенным органом пропущен срок давности привлечения к ответственности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329, статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 9 Правил N 891 и действующих с 24.07.2020, этот срок увеличен с 8 рабочих дней до 10 рабочих дней соответствующего календарного месяца.
С учетом пункта 16 Правил N 891 непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе связанные с нарушением правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В данном случае таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества о вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По мнению подателя жалобы, ошибочен вывод судов о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, датой совершения правонарушения является дата фактического представления формы - 17.11.2021.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации относительно непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено в форме бездействия, срок исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы нормативно определен, соответственно, отсутствуют основания считать правонарушение длящимся, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как правомерно установлено судами, форма статистической отчетности должна была быть представлена в таможенный орган в срок до 14.08.2020, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 14.08.2021, однако административное дело рассмотрено лишь 11.05.2022, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа вынесено по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Следовательно, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали незаконным постановление Таможни.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А56-53253/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.