15 марта 2023 г. |
Дело N А44-4298/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройЛес" Бейненсона С.А. (паспорт), от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Васильевой О.А. (доверенность от 15.12.2022),
рассмотрев 13.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЛес" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А44-4298/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13а, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтройЛес", адрес: 191036, Санкт-Петербург, 7-я Советская ул., д. 26, лит. А, кв. 4, ОГРН 1135336000140, ИНН 5318009406 (далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 18.10.2010 N 252.
Решением суда первой инстанции от 29.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2022, требования Министерства удовлетворены в полном объеме; внесены изменения в договор аренды лесного участка от 18.10.2010 N 252, абзац первый пункта 6 раздела III изложен в следующей редакции: "6. Арендная плата на 2022 год составляет 2 329 904 (два миллиона триста двадцать девять тысяч девятьсот четыре) руб. 62 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 787 129 (семьсот восемьдесят семь тысяч сто двадцать девять) руб. 94 коп. Минимальный размер арендной платы на 2022 год составляет 787 129 (семьсот восемьдесят семь тысяч сто двадцать девять) руб. 94 коп.". Соответствующие изменения также внесены в приложение N 4 к договору.
В кассационной жалобе Общество указывает, что требования Министерства не подлежат удовлетворению, поскольку количественные и качественные характеристики лесного участка после внесения изменений в спорный договор решением суда по делу N А44-1011/2022 не изменились. Податель жалобы полагает, что Министерство, действуя как публичный орган власти в рамках имеющихся полномочий, оспаривая размер арендной платы, рассчитанный Обществом, было вправе заявить встречный иск при рассмотрении дела N А44-1011/2022.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.10.2010 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Интерлесстрой" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 252. По условиям договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 17.11.2009, обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1 763 га, расположенный в Новгородской обл., Чудовском р-н, Чудовском лесничестве, Лезненском участковом лесничестве.
Соглашениями от 10.05.2012 и от 26.03.2013 в договор внесены изменения. В соответствии с соглашением от 26.03.2013 ежегодный объем рубки древесины по договору составил 4 425 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 839 куб. м; ежегодный размер арендной платы по договору аренды составил 826 722 руб. 75 коп., минимальный размер арендной платы - 279 306 руб.
Впоследствии с учетом применения повышающего коэффициента размер арендной платы ежегодно повышался.
В соответствии с соглашением от 01.03.2018 права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к Обществу.
По результатам проведенной Министерством в 2021 году таксации территории Чудовского лесничества Новгородской обл., в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) внесены изменения относительно характеристик лесных участков, расположенных на территории Чудовского лесничества.
В 2021 году Обществом на основании данных ГЛР по состоянию на 01.01.2022 проведено обследование арендуемого лесного участка. По результатам обследования подготовлены материалы по определению количественных и качественных характеристик лесного участка.
Существенное изменение количественных и качественных характеристик лесных ресурсов послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском о внесении изменений в договор аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 27.04.2022 по делу N А44-1011/2022 внесены изменения в договор аренды, в том числе в части площади лесного участка - 1 784 га и ежегодного объема заготовки древесины на арендуемом лесном участке - 7 320 куб. м, из них по хвойному хозяйству 750 куб. м.
Во исполнение данного решения 06.06.2022 Министерство подготовило соглашение о внесении изменений в договор аренды, которое подписано сторонами, и зарегистрировано в установленном порядке 16.06.2022.
В связи с изменением объема изъятия лесных ресурсов арендная плата по договору аренды на 2022 год должна составлять 2 329 904 руб. 62 коп., в том числе в федеральный бюджет - 787 129 руб. 94 коп.
Министерство направило Обществу уведомление от 08.06.2022 N ПР-5551-И о необходимости внесения изменений в договор аренды в части арендной платы.
Общество в ответе от 06.07.2022 не согласилось с предложением Министерства.
Министерство, указывая на существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка и необходимость внесения изменений в договор аренды, произвело расчет размера арендной платы и обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Министерства, суды обоснованно исходили из следующего.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Действующее законодательство не допускает произвольного (свободного) изменения условий договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов.
Поскольку свободное изменение условий договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов, является невозможным, поэтому при рассмотрении споров о внесении изменений в подобные договоры аренды суду необходимо установить фактическое наличие обстоятельств, приведенных в статье 74.1 ЛК РФ.
Наличие обстоятельств существенного изменения характеристик лесного участка, предоставленного истцу по договору аренды от 18.10.2010 N 252, в связи с проведением лесоустройства на территории Чудовского лесничества Новгородской области в 2021 году, установлено судами при рассмотрении настоящего дела и дела N А44-1011/2022.
Как следует из материалов дела, объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке составляет 7 320 куб. м в отличие от ранее предусмотренного - 4 425 куб. м, площадь участка увеличилась до 1 784 га, существенно увеличились количественные характеристики по спелым и перестойным деревьям.
Приведенные обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Из раздела III договора и приложения N 4 к договору аренды следует, что арендная плата по договору включает в себя плату за использование лесов в части минимального размера арендной платы, подлежащую перечислению в федеральный бюджет, а также плату за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащую перечислению в областной бюджет.
В части минимального размера арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой. При этом пунктом 8 договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых согласно статье 73 ЛК РФ, что соответствует приведенным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, приняв во внимание изменение объема изъятия лесных ресурсов на основании решения суда по делу N А44-1011/2022, подлежит изменению и арендная плата за пользование лесным участком.
Правильность произведенного Министерством расчета арендной платы за 2022 год ответчиком не опровергнута, контррасчет платы не представлен.
Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела N А44-1011/2022 Общество представляло расчет арендной платы, при этом Министерство встречных требований не заявило, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен апелляционным судом.
Установив наличие оснований для внесения изменений в заключенный сторонами договор аренды лесного участка в отношении условий о размере арендной платы, суды правомерно удовлетворили исковые требования Министерства.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А44-4298/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЛес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
...
В части минимального размера арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой. При этом пунктом 8 договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых согласно статье 73 ЛК РФ, что соответствует приведенным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-1860/23 по делу N А44-4298/2022