16 марта 2023 г. |
Дело N А56-3447/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Бабенецкого О.В. (доверенность от 10.01.2022 N 03-06), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Бабенецкого О.В. (доверенность от 11.01.2021 N 05-06/00014),
рассмотрев 16.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кампес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-3447/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кампес", адрес: 187300, Ленинградская обл., Кировский р-н, пгт Мга, Железнодорожная ул., д. 59, ОГРН 1024701359377, ИНН 4706000909 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области, адрес: 187340, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Энергетиков, д. 5, ОГРН 1044701336415, ИНН 4706017860 (далее - Инспекция), от 11.10.2021 N 1902 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, адрес: 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34, ОГРН 1047811053619, ИНН 7806159173 (далее - Управление).
Решением суды первой инстанции от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 18.04.2022 и постановление от 31.10.2022 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что 10.08.2019 Общество было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП), в спорный период оно отвечало всем критериям, предъявляем Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Более того, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Партнер" - регистратор, ведущий реестр акционеров Общества в соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, представил 03.07.2020 необходимые сведения для реестра МСП. Заявитель утверждает о необоснованности исключения Общества из реестра МСП в период с августа по октябрь 2020 года, заявляет, что с ноября 2020 года Общество вновь внесено в реестр МСП.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом 29.01.2021 уточненного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, по итогам которой составила акт от 17.05.2021 N 1075 и приняла решение от 11.10.2021 N 1902 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Обществу доначислено 983 962 руб. 77 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом в последних двух месяцах отчетного периода (9 месяцев 2020 года) пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ). Как указал налоговый орган, по данным информационного ресурса Общество было исключено из реестра МСП 10.08.2020 и включено в данный реестр 10.11.2020. Поскольку в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 Общество не было включено в реестр СМП, в августе - сентябре отчетного периода (9 месяцев 2020 года) оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Управления от 10.12.2021 N 16-21-06/20330@ апелляционная жалоба Общества на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По общему правилу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются по тарифам, установленным статье 425 НК РФ.
Статьей 6 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Исходя из пункта 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ, субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ одним из условий отнесения акционерного общества к субъекту малого и среднего предпринимательства, является ограничение по владению голосующими акциями, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) должны владеть суммарно не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, - не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 данной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, вступившим в силу 07.11.2020 Федеральным законом от 27.10.2020 N 349-ФЗ предусмотрено ежемесячное формирование реестра МСП. В частности, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, вносятся в реестр МСП 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Как указано в пункте 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
С учетом изменений, принятых Федеральным законом от 27.10.2020 N 349-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 названного Закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта). Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Судами установлено и Обществом не опровергнуто, что при формировании 10.08.2020 реестра МСП Общество было исключено уполномоченным органом из указанного реестра по причине отсутствия вышеуказанных сведений относительно Общества.
В ответ на запрос Инспекции ООО "Партнер" сообщило, что в перечень акционерных обществ с целью внесения сведений о них в реестр МСП не были включены акционерные общества (включая Общество), которые не провели годовые общие собрания до 03.07.2020 - на дату направления соответствующих сведений. Впоследствии, ввиду соответствия Обществом условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и проведения им годового общего собрания акционеров 10.07.2020, ООО "Партнер" направило соответствующие сведения уполномоченному органу 02.10.2020. Между тем сведения были отклонены, поскольку на основании пункта 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП сведения в уполномоченный орган подаются ежегодно с 1 по 5 июля.
После вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.10.2020 N 349-ФЗ, ООО "Партнер" 02.11.2020 направило уполномоченному органу полный список эмитентов, годовые общие собрания которых были проведены в 2020 году, включающий Общество.
При формировании реестра МСП 10.11.2020 Общество включено в него.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили, что с учетом положений статьи 3 Закона N 209-ФЗ статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП. Следовательно, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Поскольку Общество исключено из реестра МСП 10.08.2020 и включено в него впоследствии только 10.11.2022, суды обоснованно признали, что в соответствующем отчетном периоде - 9 месяцев 2020 года в течение двух месяцев (август и сентябрь) оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы Общества о том, что предусмотренные законом сведения не могли быть представлены до проведения годового общего собрания акционеров, были предметом рассмотрения и оценки судов.
Признавая позицию заявителя неосновательной, суды приняли во внимание, что Федеральным законом от 07.04.2020 N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) до 31.12.2020 приостановлено положение о необходимости проведения общего собрания акционерного общества не позднее шестого месяца следующего года. Подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ установлено, что годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определенные советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года. В настоящем деле Общество провело годовое общее собрание акционеров 10.07.2020, на котором утверждены финансовые результаты, которые необходимы для нахождения в реестре МСП.
Судами учтено, что Законом N 115-ФЗ осуществлен перенос только окончания срока проведения годовых собраний в 2020 году. При этом названным Законом не установлены изменения либо приостановления действия каких-либо норм Закона N 209-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, общее собрание акционеров общества могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Закона N 209-ФЗ. Поэтому проведение собрания акционеров 10.07.2020 в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ не подтверждает принятие Обществом всех мер для надлежащего подтверждения своего статуса в установленный Законом N 209-ФЗ срок.
Ссылка подателя жалобы на то, что 03.07.2020 ООО "Партнер" направило в отношении заявителя соответствующие сведений уполномоченному органу, подтверждающие соответствие Общество критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и включения в реестр МСП, не принимаются судом кассационной инстанции.
Отклоняя указанные доводы Общества, суды учли, что направление сообщений об акционерных обществах, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но не провели общее годовое собрание, не предусмотрено положениями Закона N 209-ФЗ. В ответ на запрос ООО "Партнер" подтвердило, что направило соответствующие сведения уполномоченному органу в отношении Общества лишь 02.10.2020, которые были отклонены, сведения, на основании которых Обществом включено в реестр МСП 10.11.2022, поданы ООО "Партнер" 02.11.2020.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом - ФНС России.
Законность действий уполномоченного органа по исключению Общества из реестра МСП 10.08.2020 в судебном порядке заявителем не оспаривалась.
При таком положении суды обоснованно указали, что в соответствующих месяцах (август и сентябрь) отчетного периода - 9 месяцев 2020 года Общество не было включено в реестр МСП.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход спора.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-3447/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Кампес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что Законом N 115-ФЗ осуществлен перенос только окончания срока проведения годовых собраний в 2020 году. При этом названным Законом не установлены изменения либо приостановления действия каких-либо норм Закона N 209-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, общее собрание акционеров общества могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Закона N 209-ФЗ. Поэтому проведение собрания акционеров 10.07.2020 в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ не подтверждает принятие Обществом всех мер для надлежащего подтверждения своего статуса в установленный Законом N 209-ФЗ срок.
Ссылка подателя жалобы на то, что 03.07.2020 ООО "Партнер" направило в отношении заявителя соответствующие сведений уполномоченному органу, подтверждающие соответствие Общество критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и включения в реестр МСП, не принимаются судом кассационной инстанции.
Отклоняя указанные доводы Общества, суды учли, что направление сообщений об акционерных обществах, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но не провели общее годовое собрание, не предусмотрено положениями Закона N 209-ФЗ. В ответ на запрос ООО "Партнер" подтвердило, что направило соответствующие сведения уполномоченному органу в отношении Общества лишь 02.10.2020, которые были отклонены, сведения, на основании которых Обществом включено в реестр МСП 10.11.2022, поданы ООО "Партнер" 02.11.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2023 г. N Ф07-795/23 по делу N А56-3447/2022