15 марта 2023 г. |
Дело N А56-3441/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Кампес" Порошина Д.С. (доверенность от 01.01.2023 N 4/23), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Косаревой Е.С. (доверенность от 09.01.2023 N 03-06/00021), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Шевцовой Е.Н. (доверенность от 11.01.2023 N 05-22/00184),
рассмотрев 13.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кампес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-3441/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кампес", адрес: 187300, Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Мга, Железнодорожная ул., д. 59, ОГРН 1024701329377, ИНН 476000909 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области, адрес: 187340, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Энергетиков, д. 5, ОГРН 1044701336415, ИНН 4706017860 (далее - Инспекция), от 11.10.2021 N 1650 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы считает правомерным применение в спорном периоде пониженного тарифа, установленного Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ), поскольку Общество отвечало условиям включения в единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр), предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 было необоснованно исключено из него.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление), считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Инспекция 11.10.2021 приняла решение N 1650 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Инспекции Обществу доначислено 458 419,45 руб. страховых взносов, начислено 5730,25 руб. штрафа.
Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о неправомерности применения Обществом пониженных тарифов страховых взносов, установленных Законом N 102-ФЗ, в период с 01.10.2020 по 30.10.2020, поскольку Общество 10.08.2020 было исключено из Реестра и включено в него 10.11.2020.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 10.12.2021 решение Инспекции оставлено без изменений.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, установив, что в период с 01.10.2020 по 30.10.2020 Общество не соответствовало установленным критериям субъекта малого и среднего предпринимательства и было исключено из Реестра 10.08.2020, пришел к выводу о неправомерности применения им пониженных тарифов, установленных Законом N 102-ФЗ, в связи с чем признал оспариваемое решение Инспекции законным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 6 Закона N 102-ФЗ установлено, что в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов: 1) на обязательное пенсионное страхование: а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента; б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 процента.
Федеральная налоговая служба в письме от 13.07.2020 N БС-4-11/11315@ "О применении норм Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ" указала, что к части выплат, не превышающей в месяц величину МРОТ, субъектами малого и среднего предпринимательства применяются тарифы страховых взносов, установленные статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Таким образом, для субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении выплат за месяц, превышающих МРОТ, предусмотрены пониженные тарифы, а для выплат в пределах МРОТ предусмотрено применение стандартных тарифов.
Согласно статье 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
Законом N 313-ФЗ статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр.
С учетом изложенного плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр.
Следовательно, указанные плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в Реестр, но не ранее чем с 01.04.2020.
Ввиду того, что Общество 10.08.2020 было исключено из Реестра и включено в него 10.11.2020, суды обоснованно признали, что в спорном периоде (с 01.10.2020 по 30.10.2020) оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Поскольку данная норма налогоплательщиком не исполнена, Инспекцией правомерно произведено доначисление страховых взносов.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности исключения 10.08.2020 Общества из Реестра и его соответствии в этот период критериям, установленным Законом N 209-ФЗ, отклоняются, поскольку, по существу, направлены на оспаривание действий и решения уполномоченного органа об исключении Общества из Реестра, что не является предметом настоящего спора. По настоящему делу Общество оспаривает решение Инспекции, принятое по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, а не решение налогового органа об исключении Общества из Реестра в период с 10.08.2020 по 10.11.2020. Доказательств признания незаконными действий и решения налогового органа по исключению Общества из Реестра материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-3441/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Кампес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы о необоснованности исключения 10.08.2020 Общества из Реестра и его соответствии в этот период критериям, установленным Законом N 209-ФЗ, отклоняются, поскольку, по существу, направлены на оспаривание действий и решения уполномоченного органа об исключении Общества из Реестра, что не является предметом настоящего спора. По настоящему делу Общество оспаривает решение Инспекции, принятое по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, а не решение налогового органа об исключении Общества из Реестра в период с 10.08.2020 по 10.11.2020. Доказательств признания незаконными действий и решения налогового органа по исключению Общества из Реестра материалы дела не содержат.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А56-3441/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Кампес" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-823/23 по делу N А56-3441/2022