15 марта 2023 г. |
Дело N А56-20945/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СМТТ. Высоковольтные Решения" Куриловой А.А. (доверенность от 09.01.2023 N 3), Соловьева М.Н. (доверенность от 13.03.2023 N 14),
рассмотрев 14.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМТТ. Высоковольтные Решения" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А56-20945/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМТТ. Высоковольтные решения", адрес: 196641, Санкт-Петербург, поселок Металлострой, Славянский проезд, дом 3, литера "А", ИНН 7804475617 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая улица, дом 3, ИНН 7841340833 (далее - Управление), о назначении административного наказания от 14.02.2022 N 11-1985-289/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 оспариваемое постановление Управления изменено в части назначенного Обществу административного наказания, размер штрафа снижен до 100 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 27.10.2022 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактических обстоятельств дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является держателем лицензии от 24.05.2021 N ВХ-00 017266 и осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - площадка производственного корпуса, N А19-09565-0001, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Металлострой, Славянский проезд, дом 3, литра "А", В""; поселок Металлострой, дорога на Металлострой, участок 3 (восточнее дома 4, литера "А", по дороге на поселок Металлострой) (далее - Объект).
В период с 15.12.2021 по 28.12.2021 Управлением на основании решений от 09.12.2021 N 11-1985, от 13.12.2021 N 11-2007/И в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, в том числе лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на Объекте.
В ходе проверки Управлением установлены нарушения Обществом обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.
По результатам проверки составлен акт от 28.12.2021 N 11-1985-5799/А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола от 28.12.2021 N 11-1985-4810/ПТ об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На основании определения Управления от 28.12.2021 N 11-1985-5226/О протокол и материалы проверки направлены на рассмотрение в Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга на основании части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.
Определением Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 28.12.2021 по делу N 5-1565/2021 протокол об административном правонарушении возвращен для устранения недостатков.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2022 N 12-1294/2022 определение Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 28.12.2021 отменено, материалы дела об административном правонарушении были возвращены на новое рассмотрение со стадии принятия к производству.
В период обжалования определения районного суда Управлением в отношении Общества был составлен протокол от 07.02.2022 N 11-1985-320/ПТ об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 14.02.2022 N 11-1985-289/ПС Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа 300 000 руб.
Определением Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 27.05.2022 производство по делу N 5-710/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (протокол от 28.12.2021 N 11-1985-4810/ПТ) прекращено, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом постановления о назначении административного наказания.
Не согласившись с постановлением Управления от 14.02.2022 N 11-1985-289/ПС, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил в действиях Учреждения состав административного правонарушения, однако изменил размер штрафа, уменьшив его в три раза, при этом не усмотрел оснований для замены штрафа на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
В рассматриваемом случае судами установлен, материалами дела подтверждается и Обществом не отрицается факт совершения нарушений, перечисленных в акте проверки и оспариваемом постановлении.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь нормами статьи 210 АПК РФ, положениями Закона N 116-ФЗ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суды констатировали вину Общества, отметив отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение обязательных требований промышленной безопасности и недопущение совершения административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Отклоняя довод Общества о том, что проверка проведенная в декабре 2021 года в отношении опасных производственных объектов Общества, осуществлена Управлением с нарушением установленного срока периодичности проведения проверок опасных производственных объектов III класса опасности, исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами (пункт 15 части 4).
В соответствии с частями 8, 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ в редакции, действующей до 01.03.2022, плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом. Плановые проверки лицензиатов проводятся: 1) не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии; 2) не ранее чем через три года со дня проведения последней плановой проверки, если иное не установлено пунктами 3 и 4 настоящей части; 3) в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода; 4) в соответствии с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации для плановых проверок лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно подпункту "б" части 8 статьи 16 Закона N 116-ФЗ в отношении опасных производственных объектов III класса опасности проведение плановых выездных проверок осуществляется не чаще одного раза в три года.
Частью 4 статьи 25 Закона N 248-ФЗ установлено, что для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
Судами установлено, что плановая выездная проверка, проведенная в декабре 2021 года по решению от 09.12.2021 N 11-1985, была запланирована в 2020 году в рамках лицензионного контроля, что подтверждается приложением к приказу Северо-Западного управления Ростехнадзора от 30.10.2020 N ПР-240-464-о "Об утверждении Ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Северо-Западного управления Ростехнадзора на 2021 год".
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30.06.2021, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Закона N 248-ФЗ.
Ввиду изложенного суды заключили, что с 01.07.2021 лицензионный контроль деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности входит в федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и не является отдельным видом лицензионного контроля.
Судебные инстанции, ссылаясь на пункт 10 решения Управления от 09.12.2021 N 11-1985 указали, что предметом выездной проверки является соблюдение лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, а именно проверяется соблюдение пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661, и статьи 9 Закона N 116-ФЗ.
В связи с этим пришли к выводу о том, что предмет проведенной по решению от 09.12.2021 N 11-1985 проверки не был расширен, в связи с включением лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Поскольку лицензионный контроль деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности с 01.07.2021 входит в федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и не является отдельным видом лицензионного контроля, следовательно, положения Закона N 99-ФЗ не применяются при осуществлении указанного вида лицензионного контроля.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1082 плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30.06.2021 подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Судебные инстанции, исходя из указанного пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1082 заключили, что с 01.07.2021 положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, к которому с 01.07.2021 относится также лицензионный контроль деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности.
При проведении плановой проверки в 2020 году по распоряжению от 30.12.2019 N 09-13-7513/Рк суды установили, что проверялось соблюдение Обществом именно требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, то есть объектом контроля выступали опасные производственные объекты Общества, в том числе площадка производственного корпуса, N А19-09565-0001, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Славянский проезд, д. 3 лит. А, В; пос. Металлострой, дорога на Металлострой, уч. 3 (восточнее дома 4, лит. А, по дороге на пос. Металлострой).
Суды указали, что при проведении плановой проверки в 2021 году по решению от 09.12.2021 N 11-1985 проверялось соблюдение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, то есть объектом контроля являлась деятельность юридического лица, как держателя соответствующей лицензии.
Ввиду изложенного суды констатировали, что плановые проверки, инициированные в декабре 2021 года и в декабре 2019 года, имеют разные предметы проверки, в процессе их проведения проверялось соблюдение разных нормативных правовых актов, в связи с чем пришли к выводу о том, что положения пункта 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, подпункта "б" части 8 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, части 2 статьи 25 Закона N 248-ФЗ о периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий не были нарушены.
Судебные инстанции, отклоняя довод Общества о том, что плановая проверка, проведенная на основании решений Управления от 09.12.2021 N 11-1985, от 13.12.2021 N 11-2007/И, не соответствовала контрольному (надзорному) мероприятию, зафиксированному в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" на сайте https://proverki.gov.ru/ (далее - ЕРКНМ) под номером N 78210111000001410650 от 29.11.2021, который отражен в решениях Управления, исходили из того, что в ЕРКНМ под номером N 78210111000001410650 29.11.2021 внесена выездная плановая проверка, проведенная на основании решения заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2021 N 11-1985, по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Славянский проезд, д. 3, лит. А, В, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, уч. 3 (восточнее дома 4, лит. А по дороге на пос. Металлострой) в соответствии с Законом N 248-ФЗ (утвержденная по плану согласно Закону N 294-ФЗ). В качестве обязательных требований, проверяемых при проверке, указаны Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденные приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 N 512.
Ввиду изложенного вопреки доводам кассационной жалобы, грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки, влекущих недействительность ее результатов, судами не установлено.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А56-20945/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМТТ. Высоковольтные Решения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, отклоняя довод Общества о том, что плановая проверка, проведенная на основании решений Управления от 09.12.2021 N 11-1985, от 13.12.2021 N 11-2007/И, не соответствовала контрольному (надзорному) мероприятию, зафиксированному в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" на сайте https://proverki.gov.ru/ (далее - ЕРКНМ) под номером N 78210111000001410650 от 29.11.2021, который отражен в решениях Управления, исходили из того, что в ЕРКНМ под номером N 78210111000001410650 29.11.2021 внесена выездная плановая проверка, проведенная на основании решения заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2021 N 11-1985, по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Славянский проезд, д. 3, лит. А, В, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, уч. 3 (восточнее дома 4, лит. А по дороге на пос. Металлострой) в соответствии с Законом N 248-ФЗ (утвержденная по плану согласно Закону N 294-ФЗ). В качестве обязательных требований, проверяемых при проверке, указаны Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденные приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 N 512.
Ввиду изложенного вопреки доводам кассационной жалобы, грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки, влекущих недействительность ее результатов, судами не установлено.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-915/23 по делу N А56-20945/2022