17 марта 2023 г. |
Дело N А42-3002/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Рудницкого Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области, от 28.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А42-3002/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманскавтотранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении водного объекта или его части в пользование, оформленного письмом от 21.02.2022 N 30-09/1729-СН.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2022, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.09.2019 и 03.07.2020 Министерством по факту использования водного объекта без документов, на основании которых возникает право такого пользования, вынесены постановления по делам об административных правонарушениях и привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 01.10.2020 по делу N 2-2648/2020 на Общество возложена обязанность обеспечить оформление в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта - реки Роста в пользование для сброса сточных вод в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения суда Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, приложив все необходимые документы.
Министерство направило в адрес Общества письмо от 21.02.2022 N 30-09/1729-СН, в котором сообщило заявителю об отказе в предоставлении водного объекта или его части в пользование ввиду того, что использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, как указало Министерство, по информации, представленной Обществом в материалах, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, а именно в "Пояснительной записке к материалам в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении и предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования", в настоящее время очистные сооружения на выпуске не функционируют, соответственно, очистка Обществом сточных вод перед сбросом в реку Роста не предусмотрена.
Полагая решение Министерства, оформленное письмом от 21.02.2022 N 30-09/1729-СН, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции требования Общества удовлетворил в полном объеме, признав их обоснованными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия Министерством оспариваемого отказа в предоставлении водного объекта в пользование послужили выводы Министерства о том, что Обществом планируется сброс неочищенных стоков.
Между тем суд первой инстанции установил, что из пояснительной записки АО "Мурманскавтотранс" к материалам в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования следует, что водоотведение сточных вод осуществляется организованным способом по лотковой системе сбора с дождеприемниками и ливневой канализации по периметру данного участка с последующим сбросом по общесплавной канализации в водный объект. Сброс стоков в ливневую канализационную сеть осуществляется от стоянок автотранспорта и непосредственно с территории предприятия через ливневые колодцы, переходящие в общие с соседними предприятиями трубы.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 29.04.2013 по делу N 2-1087/2013 установлено, что сети ливневых стоков на территории муниципального образования город Мурманск являются собственностью муниципального образования город Мурманск и закреплены на праве оперативного управления за Мурманским муниципальным бюджетным учреждением "Управление дорожного хозяйства". Ответственность за организацию работ по реализации водоохранных мероприятий на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, поступающих от объектов производственной и социальной сферы в Кольский залив, реки, ручьи и озера, расположенные на территории города Мурманска, несет субъект Российской Федерации в лице Администрации города Мурманска.
С учетом изложенного, суд возложил обязанность по организации работ по обеспечению нормативной очистки сточных ливневых вод от загрязняющих веществ с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, в реку Роста, в ручей Варничный, в ручей Чистый, в ручей Глубокий, в ручей Ф., в озеро Глубокое, в озеро Ледовое на собственника объекта коммунально-бытового назначения - Администрацию города Мурманска.
Следовательно, Министерство необоснованно возлагает на Общество бремя содержания сосредоточенных выпусков, очистных сооружений, сетей ливневой канализации, а также иных сооружений, через которые осуществляется сброс сточных вод в реку Роста.
В силу части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать, помимо прочего, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Сброс неочищенных ливневых сточных вод в нарушение части 4 статьи 35, пункта 1 части 2 статьи 39, частей 2, 3 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ (с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ) является основанием для привлечения водопользователя к административной ответственности. Предположение Министерства о возможном нарушении Обществом указанных выше нормативов не может являться основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что требования Общества удовлетворены правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области, от 28.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А42-3002/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать, помимо прочего, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Сброс неочищенных ливневых сточных вод в нарушение части 4 статьи 35, пункта 1 части 2 статьи 39, частей 2, 3 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ (с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ) является основанием для привлечения водопользователя к административной ответственности. Предположение Министерства о возможном нарушении Обществом указанных выше нормативов не может являться основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2023 г. N Ф07-546/23 по делу N А42-3002/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25221/2024
17.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-546/2023
09.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29591/2022
28.07.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3002/2022