20 марта 2023 г. |
Дело N А56-75774/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Кингисеппской таможни представителей Неменок О.Ю. (доверенность от 02.03.2022 N 22) и Сассиан М.В. (доверенность от 06.06.2022 N 63), от общества с ограниченной ответственностью "Химпромснаб" представителя Рудзинской В.А. (доверенность от 01.02.2021 N 1/02-21),
рассмотрев 09.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кингисеппской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А56-75774/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Химпромснаб", адрес: 198097, Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 2, лит. Р, пом. 2-Н, пом. 151, 152, ОГРН 1137847409655, ИНН 7805634323 (далее - ООО "Химпромснаб", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительными решения Кингисеппской таможни, адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, Б. Гражданская ул., д. 5, ОГРН 1024701427376, ИНН 4707011004 (далее - таможня), по классификации товара от 16.05.2019 N РКТ-10218040-19/000093 и решения об изменении решения о классификации товара от 28.07.2019 N РКТ-10218040-19/000093И.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2020 решение суда первой инстанции от 24.03.2020 и постановление апелляционного суда от 20.07.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По итогам нового рассмотрения решением суда первой инстанции от 16.06.2021 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 решение суда от 16.06.2021 отменено, оспариваемые решения таможни по классификации товара признаны недействительными.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 19.10.2022, оставить в силе решение суда первой инстанции от 16.06.2021.
Податель жалобы полагает, что апелляционный суд не учел, что при декларировании общество отнесло товар "смола минеральная остаточная многокомпонентная" не к товарной позиции 2707 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД), на которую декларант стал ссылаться только в ходе судебного разбирательства, а к товарной позиции 2706 ТН ВЭД, правомерность классификации товара в которой материалами дела не подтверждается, что не оспаривается и обществом. Суд апелляционной инстанции, сославшись на примечание 2 к группе 27 ТН ВЭД, ошибочно посчитал, что определяющее значение для разграничения товаром между товарными позициями 2707 и 2710 ТН ВЭД имеет соотношение в его составе неароматических и ароматических углеводородов. Вместе с тем данное примечание не относится к упомянутым в товарной позиции 2710 ТН ВЭД продуктам, в другом месте не поименованным, содержащим 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, к которым отнесла рассматриваемый товар таможня. Согласно заключению таможенного эксперта от 30.01.2019 N 12402001/0044518 плотность проб спорного товара при 15 град.С составляет 983,0-987,5 г/см3, что не соответствует показателю плотности (выше 1000 г/см3), указанному в Пояснениях к товарной подсубпозиции 2707 99 990 0 ТН ВЭД (VI том), на необходимости классификации в которой настаивает общество. Таможенный эксперт также установил, что пробы товара содержат в своем составе тяжелые остатки переработки нефти и нефтепродуктов (мазут) и добавленный компонент, при этом основной составляющей проб являются продукты нефтяного происхождения (около 92 мас.%), следовательно, продукты нефтяного происхождения придают товару основное свойство. С учетом установленных характеристик товар, по мнению таможенного органа, соответствует описанию товарной подсубпозиции 2710 19 660 1 ТН ВЭД, в которой классифицируются мазуты. Таможня указывает, что все мазуты по технологии получения имеют более 50 мас.% ароматических составных частей, однако прямо поименованы в товарной позиции 2710 ТН ВЭД, соответственно, соотношение в составе товара неароматических и ароматических углеводородов не может быть положено в основу вывода о неверной классификации товара таможенным органом. На основании изложенного, ввиду невозможности отнесения спорного товара ни к одной из иных товарных позиций номенклатуры, и с учетом того, что нефтепродукты являются основной составляющей товара, рассматриваемый товар должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции 2710 19 660 1 ТН ВЭД. Кроме того, данный подход подтверждается пунктом 48.1 Разъяснений о классификации отдельных товаров, утвержденных приказом ФТС России от 14.01.2019 N 28.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Химпромснаб" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Химпромснаб" с 2016 года производит и экспортирует смолы минеральные остаточные многокомпонентные в соответствии с утвержденным стандартом организации (СТО) 58314298-002-2016, предназначенные для использования в качестве компонента топлива, в производстве технического углерода, нефтеполимерных смол, суперпластификаторов бетонов и в других областях, исходя из требований заказчиков к качественному составу и характеристикам продукта.
Во исполнение контракта от 06.07.2016 N 01/16, заключенного с компанией "Sungaty LP" (Соединенное Королевство), для оформления экспорта товара таможенным представителем от имени общества на таможенный пост подана временная периодическая таможенная декларация (далее - ВДТ) N 10218040/210618/00011152 для оформления на экспорт произведенного заявителем товара "смола минеральная остаточная многокомпонентная СТО 58314298-002-2016, полученная при переработке углеводородного сырья...".
При декларировании в отношении товара заявлен код 2706 00 000 0 ТН ВЭД "Смолы каменноугольные, буроугольные, торфяные и прочие минеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, частично ректифицированные или неректифицированные, включая "восстановленные" смолы".
При совершении таможенной операции по убытию товара по ВДТ N 10218040/210618/00011152 в связи с возможным заявлением недостоверных сведений о товаре Усть-Лужским таможенным постом применена мера по минимизации риска "таможенная экспертиза товаров", в связи с чем произведен отбор образцов товара и назначено проведение таможенной экспертизы.
В заключении таможенного эксперта от 07.09.2018 N 12402001/0025408 товар идентифицирован как "продукт, полученный смешением продуктов переработки каменноугольной смолы и продуктов нефтяного происхождения, в котором масса ароматических составных частей составляет более 50 мас.% (фактически 80,9 мас.%), в химическом отношении представляющий собой смесь неконденсированных и конденсированных ароматических соединений (алкилзамещенные производные бензола, нафталин, флуорен, дифенил, антрацен, фенантрен, флуорантен, пирен и их алкизамещенные производные), в том числе серосодержащих (дибензтиофен), и насыщенных углеводородов нормального строения с числом атомов углерода С11-С31".
В дальнейшем обществом на данный товар в соответствии со статьей 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) подана полная таможенная декларация на товары N 10218040/100519/0008192.
Поскольку по результатам экспертного исследования установлено, что товар в своем составе содержит продукты нефтяного происхождения около 92 мас.%, Усть-Лужский таможенный пост принял решение от 16.05.2019 N РКТ-10218040/19/000093, согласно которому товар классифицирован по коду 2710 19 660 1 ТН ВЭД "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: -- прочие: --- тяжелые дистилляты: ---- топлива жидкие: ----- для прочих целей: ------ с содержанием серы более 2 мас.%, но не более 2,8 мас.%: ------- мазуты".
Решением Усть-Лужского таможенного поста от 28.07.2019 N РКТ-10218040- 19/000093И в ранее принятое решение по классификации товара от 16.05.2019 N РКТ-10218040/19/000093 внесены изменения в части заполнения пустых граф 7, 8.1 и 8.2, товар идентифицирован как "продукт, полученный смешением продуктов переработки каменноугольной смолы и продуктов нефтяного происхождения (тяжелых остатков переработки нефти и нефтепродуктов (мазута)".
Считая принятые таможней решения незаконными, ООО "Химпромснаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о правомерной классификации таможенным органом товара в товарной позиции 2710 ТН ВЭД, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленные доказательства, отменил решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, установил классификационные признаки спорного товара, с учетом которых признал оспариваемые решения таможни недействительными.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (действовала до 31.12.2021) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
Ссылаясь на отсутствие у суда апелляционной инстанции оснований проверять спорный товар на соответствие товарной позиции 2707 ТН ВЭД, таможенный орган не учитывает, что в силу приведенных разъяснений и с учетом требований статей 200, 201 АПК РФ предметом судебного разбирательства по делам данной категории является, прежде всего, законность решения таможенного органа о классификации товара, то есть в данном случае - проверка правомерности классификации товара таможней в товарной позиции 2710 ТН ВЭД. В ходе такой проверки заявитель вправе ссылаться как на классификационный код товара, заявленный при декларировании, так и на иной код ТН ВЭД, к которому, по его мнению, следует отнести товар. То обстоятельство, что код 2707 99 990 0 ТН ВЭД не был указан декларантом в ДТ, не исключает соответствующие доводы общества из круга обстоятельств, подлежащих исследованию судом, если такие доводы должным образом мотивированы и документально подтверждены.
Как видно из материалов дела, таможня, принимая оспариваемые решения, исходила из того, что согласно представленному обществом акту о выработке нефтепродуктов 14.07.2018 N 14/07-01 спорный товар получен смешением около 8 мас.% топлива печного темного и около 92 мас.% мазута топочного М-100. Поскольку таможенные эксперты установили, что основной составляющей проб исследованного товара являются продукты нефтяного происхождения (около 92 мас.%), которые и придают товару основное свойство, таможенный орган посчитал, что товар по составу и основному свойству соответствует товарной позиции 2710 ТН ВЭД.
С этим выводом согласился и суд первой инстанции, который принял во внимание доводы таможни о том, что с сентября 2018 года исходя из принятых на 62-й сессии ВТО классификационных решений Всемирная таможенная организация классифицирует в товарной позиции 2710 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров различные виды жидкого топлива с содержанием в них ароматических углеводородов более 50% по массе.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решения по классификации недействительными, суд апелляционной инстанции заключил, что таможенный орган не доказал невозможность классификации спорного товара в товарной позиции 2707 ТН ВЭД, а упомянутые классификационные решения в настоящем деле не применимы. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
И таможней, и декларантом товар, поименованный как "смола минеральная остаточная...", отнесен к группе 27 ТН ВЭД, в которой классифицируются топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные. Спор между сторонами возник на уровне товарных позиций.
Как уже указывалось выше, таможней товар отнесен к коду 2710 19 660 1 ТН ВЭД "- нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: -- прочие: --- тяжелые дистилляты: ---- топлива жидкие: ----- для прочих целей: ------ с содержанием серы более 2 мас.%, но не более 2,8 мас.%: ------- мазуты".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 2710 ТН ВЭД первые две категории товаров, поименованные в данной бескодовой субпозиции, относятся к первичным продуктам, а третья категория - к отработанным. Первичными являются нефть и нефтепродукты, а также смеси с содержанием нефти и нефтепродуктов 70 мас.% и более.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорный товар не относится к отработанным нефтепродуктам.
По мнению таможенного органа, данный товар относится к первичным продуктам и представляет собой смесь с содержанием нефти и нефтепродуктов 70 мас.% и более.
Общество в ходе судебного разбирательства настаивало на необходимости классификации товара по коду 2707 99 990 0 ТН ВЭД "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: - прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие".
В пункте 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации, согласно которой вначале определяется товарная позиция с помощью правил 1 - 5 ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно примечанию 2 к группе 27 ТН ВЭД в товарной позиции 2710 термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, включая состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2710 ТН ВЭД (I Первичные продукты) в данную товарную позицию включаются:
(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
(Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических. Они могут быть получены путем низкотемпературной перегонки каменного угля, путем гидрогенизации или любым другим способом (например, крекингом, риформингом и т.д.).
Кроме того, в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
(В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных целях при условии, что они содержат 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, в качестве основных составляющих, и что они не включаются в более специфическую товарную позицию Номенклатуры.
Также согласно Пояснениям к товарной позиции 2710 ТН ВЭД в данную товарную позицию не включаются (в) продукты, содержащие продукты переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород в любой пропорции (даже более 70 мас.%), входящие в другую более специфическую товарную позицию Номенклатуры, или основанные на продуктах, кроме нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
В томе VI Пояснений к товарным подсубпозициям 2710 12 110 - 2710 19 980 0 "Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов" (включающим код 2710 19 660 1 ТН ВЭД) указано, что определение этих продуктов см. в примечании 2 к данной группе и пояснениях к товарной позиции 2710, (I).
В свою очередь, в товарную позицию 2707 ТН ВЭД включаются масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2707 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются:
(1) Масла и другие продукты с более или менее широким фракционным составом, получаемые путем высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы, которые образуют смеси, состоящие в основном из ароматических углеводородов и других ароматических соединений.
(2) Аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе.
Таким образом, исходя из примечания 2 к группе 27 ТН ВЭД и текста товарной позиции 2707, с учетом приведенных выше Пояснений к товарным позициям 2707 и 2710, в том числе к товарным подсубпозициям 2710 12 110 - 2710 19 980 0 (том VI Пояснений), следует признать, что во всех процитированных положениях условием отнесения товаров к товарным позициям 2707 или 2710 ТН ВЭД определено преобладание в составе товара ароматических (для товаров товарной позиции 2707) либо неароматических (для товарной позиции 2710) углеводородов.
При этом критерий преобладания в составе товара неароматических углеводородов, вопреки доводам таможни и выводам суда первой инстанции, исходя из буквального толкования Пояснений к товарной позиции 2710 ТН ВЭД и к товарным подсубпозициям 2710 12 110 - 2710 19 980 0 томе (в томе VI Пояснений), применим ко всем группам товаров, поименованным в разделе I (Первичные продукты) Пояснений к данной товарной позиции: (А) "отбензиненной нефти", а также легким, средним и тяжелым маслам; (Б) аналогичным нефтепродуктам, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических; (В) продуктам, описанным в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных.
Соответственно, применим он и к "продуктам, в другом месте не поименованным или не включенным, содержащим 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород...", к которым, по мнению таможни, относится рассматриваемый товар.
Необходимо отметить, что вывод о правомерности классификации смесей на основе нефтепродуктов в случае преобладания в их составе ароматических углеводородов в товарной позиции 2707 ТН ВЭД также подтверждается материалами судебной практики (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 N 305-КГ14-660 по делу N А40-119641/13, от 09.09.2019 N 310-КГ17-4689 по делу N А08-8518/2015, от 17.12.2021 N 305-ЭС21-23796 по делу N А40-209887/2020, от 27.05.2022 N 305-ЭС22-6768 по делу N А40-67350/21, от 03.06.2022 N 305-ЭС22-7486 по делу N А40-41684/2021, от 14.11.2022 N 305-ЭС22-20667 по делу N А40-202784/2021).
Основанные на пояснениях таможенного эксперта доводы таможни о том, что в составе данного товара преобладает мазут, а все мазуты по технологии получения, относясь к нефтепродуктам, имеют в составе более 50 мас.% ароматических составных частей, однако при этом мазут поименован в числе товаров, включенных в товарную позицию 2710 ТН ВЭД, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Несмотря на данную объективную характеристику мазутов, указанную таможенным экспертом, тексты примечания 2 к группе 27 ТН ВЭД и Пояснений к товарной позиции 2710, в том числе к товарным подсубпозициям 2710 12 110 - 2710 19 980 0, не позволяют сделать вывод о том, что критерий преобладания неароматических углеводородов не применяется, в том числе в отношении смесей, состоящих преимущественно из мазута. Изменения, которые бы позволили сделать этот вывод, ни в ТН ВЭД, ни в Пояснения к ней до настоящего времени не внесены.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно заключил, что с учетом примечания 2 к группе 27 ТН ВЭД, а также определений, данных в Пояснениях к товарным позициям 2707, 2710 и соответствующим товарным подсубпозициям ТН ВЭД, определяющим критерием для разграничения товаров между товарными позициями 2707 и 2710 является соотношение в составе товара неароматических и ароматических углеводородов; а к продуктам, в другом месте не поименованным или не включенным, содержащим 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (пункт (В) раздела (I Первичные продукты) Пояснений к товарной позиции 2710 ТН ВЭД), товар, исходя из доводов общества, может быть отнесен, если будет установлено, что он не соответствует критериям, указанным в томе VI Пояснений к товарной подсубпозиции 2707 99 990 0 ТН ВЭД.
В соответствии с текстом товарной позиции 2707 ТН ВЭД, как уже указывалось, в ней классифицируются масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы, а также аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Согласно заключению таможенного эксперта от 07.09.2018 N 12402001/0025408 исследованные пробы товара идентифицированы как продукт, полученный смешением продуктов переработки каменноугольной смолы и продуктов нефтяного происхождения, в котором масса ароматических составных частей составляет более 50 мас.% (фактически 80,9 мас.%). Аналогичные сведения о массе ароматических углеводородов изложены и в заключении таможенного эксперта от 30.01.2019 N 12402001/0044518, на основе которого таможней принято оспариваемое решение по классификации товара. В представленном заявителем стандарте организации (СТО) 58314298-002-2016 (изменение N 1), в соответствии с которым произведен рассматриваемый товар, также указано, что содержание ароматических углеводородов в составе товара составляет от 50 до 75%.
Преобладание в составе товара по массе ароматических углеводородов таможенным органом не оспаривается.
Данное обстоятельство исключает классификацию товара в товарной позиции 2710 ТН ВЭД и свидетельствует о том, что по названному критерию товар, представляющий собой продукт, полученный смешением продуктов переработки каменноугольной смолы и продуктов нефтяного происхождения, в составе которого содержание ароматических углеводородов по массе превышает 50%, соответствует товарной позиции 2707 ТН ВЭД.
Классификация товара внутри товарной позиции осуществляется согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку спорный товар не является ни бензолом, ни толуолом, ни ксилолом, ни нафталином, выделенные для этих товаров внутри товарной позиции 2707 ТН ВЭД субпозиции 2707 10, 2707 20, 2707 30, 2707 40 к нему не применимы.
В субпозиции 2707 50 ТН ВЭД классифицируются смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86). Однако в настоящем случае согласно заключениям таможенного эксперта при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86) перегоняется 6,5-9,0 об%, то есть товар не может быть включен в данную субпозицию.
Бескодовая субпозиция "- прочие" товарной позиции 2707 ТН ВЭД подразделяется на субпозицию 2707 91 "-- масла креозотовые", к которой спорный товар также не может быть отнесен, и субпозицию 2707 99 "-- прочие", в которую включаются неочищенные масла, осерненные легкие масла, основные продукты, антрацен, фенолы, а также прочие продукты (подсубпозиция 2707 99 990 0).
Согласно Пояснениям к товарным подсубпозициям 2707 99 910 0 и 2707 99 990 0 ТН ВЭД (Том VI) в данные подсубпозиции включаются в основном продукты, содержащие смеси углеводородов.
К этим продуктам относятся:
1) тяжелые масла (кроме сырых), полученные высокотемпературной перегонкой каменноугольной смолы или продукты, аналогичные этим маслам, при соблюдении следующих условий:
а) менее 65 об.% перегоняется при температуре 250 °C по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86); и
б) пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °C, определенная по методу EN 1426, 400 или выше; и
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0.
Данные продукты обычно имеют плотность выше 1000 г/см3 при температуре 15 °C по методу EN ISO 12185.
Апелляционный суд установил, что согласно выводам таможенных экспертов в заключениях от 07.09.2018 N 12402001/0025408, от 30.01.2019 N 12402001/0044518 и др. при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86) перегоняется 6,5-9,0 об%; индекс пенетрации (метод иглы) при температуре 25 °C, определенный по методу EN 1426, в рассматриваемом случае составляет 400 и выше. При этом товар имеет характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0 "Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол" (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)
С учетом изложенного суд признал обоснованными доводы заявителя о том, что спорный товар, представляющий собой продукт, полученный смешением продуктов переработки каменноугольной смолы и продуктов нефтяного происхождения, в котором масса ароматических составных частей составляет более 50 мас.% (фактически 80,9 мас.%), в химическом отношении представляющий собой смесь неконденсированных и конденсированных ароматических соединений (алкилзамещенные производные бензола, нафталин, флуорен, дифенил, антрацен, фенантрен, флуорантен, пирен и их алкизамещенные производные), в том числе серосодержащих (дибензтиофен), и насыщенных углеводородов нормального строения с числом атомов углерода С11-С31, относится к товарам, классифицируемым в подсубпозиции 2707 99 990 0 ТН ВЭД.
Доводы таможни о несоответствии спорного товара, исходя из выводов таможенных экспертов, коду 2707 99 990 0 ТН ВЭД по показателю плотности, указанному в Пояснениях к товарным подсубпозициям 2707 99 910 0 и 2707 99 990 0 ТН ВЭД (Том VI), не являются достаточным основанием считать неверной классификацию данного товара в товарной позиции 2707 ТН ВЭД. Из буквального толкования упомянутых Пояснений следует, что не исключено и иное значение показателя плотности продукта при температуре 15 °C по методу EN ISO 12185. При этом всем обязательным критериям товаров подсубпозиции 2707 99 990 0 ТН ВЭД, перечисленным в Пояснениях, как установил апелляционный суд, товар общества соответствует.
Кроме того, ссылаясь на необходимость классификации товара по коду 2710 19 660 1 ТН ВЭД, таможенный орган не учитывает, что в силу дополнительного примечания 1 Евразийского экономического союза к группе 27 ТН ВЭД в подсубпозиции 2710 19 660 1 термин "мазуты" означает тяжелые дистилляты, для которых установлен, в том числе показатель температуры начала кипения - 200 °C или более по методу ASTM D 86. Между тем, как видно из заключений таможенных экспертов, спорный товар имеет температуру кипения ниже указанного значения.
Апелляционный суд также правомерно отклонил ссылки таможни в обоснование своей позиции на классификационные решения N 7, 8 и 9, принятые в сентябре 2018 года на 62-й сессии ВТО Комитетом по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, согласно которым указанные в них товары, в которых содержание ароматических углеводородов по массе превышает 50% ("Тяжелые дистилляты, жидкие топлива, топливное масло 100", "Автомобильный бензин с октановым числом 92", "Низковязкое топливо для морских судов"), классифицированы в товарной позиции 2710.
В настоящем случае для оформления экспорта спорного товара таможенным представителем от имени общества ВДТ N 10218040/210618/00011152 подана на таможенный пост 21.06.2018, то есть ранее принятых в сентябре 2018 года классификационных решений.
В соответствии с частью 3 статьи 6 ТК ЕАЭС если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Кроме того, как верно отметил суд, описание задекларированного обществом товара и его состав не идентичны описанию товаров в классификационных решениях N 7, 8, 9, принятых Всемирной таможенной организацией.
Ссылки таможенного органа на пункт 48.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров (приложение к приказу ФТС России от 14.01.2019 N 28; далее - Разъяснения), законность оспариваемых решений о классификации товаров также подтверждают.
Как следует из пункта 48.1 названных Разъяснений в редакции от 14.01.2019, нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс.% ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС. К таким нефтепродуктам в данном пункте отнесены:
- бензин моторный автомобильный марки АИ-92;
- топочный мазут 100, представляющий собой густое вязкое жидкое топливо темно коричневого цвета, изготовленный из остатков переработки нефти с добавлением среднедистиллятных фракций;
- топливо судовое маловязкое, получаемое из дистиллятных фракций прямой перегонки нефти и вторичных процессов переработки.
Приказ ФТС России от 14.01.2019 N 28, которым утверждены приведенные Разъяснения, вступил в силу с 17.05.2019, то есть спустя почти год после подачи обществом ВДТ N 10218040/210618/00011152 и при этом не действовал на момент принятия таможней решения о классификации товара от 16.05.2019 N РКТ-10218040-19/000093.
Кроме того, из содержания приведенного пункта 48.1 Разъяснений в редакции от 14.01.2019 следует, что его положения касаются прямо поименованных в данном пункте товаров, к которым товар общества не относится. В заключениях таможенных экспертов исследуемый товар как "топочный мазут 100", соответствующий всем характеристикам, перечисленным в пункте 48.1 Разъяснений, не идентифицирован.
Также таможенный орган не пояснил, на основании каких данных он отнес рассматриваемый товар к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород, в отношении которых приняты упомянутые Разъяснения.
Несмотря на то, что перед таможенными экспертами ставился вопрос о том, что придают ли содержащиеся в пробе нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, данному товару основное свойство, эксперты прямо на этот вопрос не ответили, указав, что "с учетом того, что основной составляющей проб являются продукты нефтяного происхождения (около 92 мас.%), продукты нефтяного происхождения придают товару основное свойство".
Между тем, Пояснения к товарной позиции 2710 ТН ВЭД разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. В свою очередь, в Пояснениях к товарной позиции 2709 ТН ВЭД приведены примеры битуминозных пород, из которых получают нефтепродукты, к таким породам отнесены сланцы, известковые породы, песчаники.
В дальнейшем в пункт 48.1 Разъяснений были внесены изменения и с 14.09.2020 данный пункт действовал в редакции приказа ФТС России от 19.06.2020 N 550, согласно которой "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс.% ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС" без указания конкретных товаров, на которые данное разъяснение распространяется.
Вместе с тем, как верно учел апелляционный суд, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 6 названного Закона положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.
В пункте 4 постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
Изменение таможней классификационного кода напрямую связано с начислением обществу исходя из примененного таможней кода 2710 19 660 1 ТН ВЭД вывозной таможенной пошлины - таможенного платежа, отвечающего признакам налоговых платежей, тогда как в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.
В этой ситуации применение таможенным органом в отношении товара, задекларированного по ВДТ N 10218040/210618/00011152, нового правового подхода исходя из классификационных решений Всемирной таможенной организации и пункта 48.1 Разъяснений, не действовавших на дату подачи декларации (при том, что относимость названных решений и разъяснений к товару общества таможней должным образом не подтверждена), лишает заявителя как добросовестного участника внешнеэкономической деятельности, имеющего разумные правомерные ожидания, возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П и от 02.07.2013 N 17-П; определение от 01.07.1999 года N 111-О и др.)
Конституционный суд Российской Федерации в постановлениях от 02.07.2013 N 17-П, от 28.02.2019 N 13-П также указал, что хотя экономическая свобода не предопределяет получение гарантированного результата от ведения экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и нарушающими сложившиеся условия хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, которые не позволяют субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. И в данном случае декларант в целях планирования хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, должен быть заблаговременно осведомлен о составе и размере своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.
Решения таможенных органов, поскольку они определяют содержание обязанности по уплате таможенных пошлин и непосредственно интегрированы в публично-правовые отношения, не могут проявлять свое воздействие иначе, чем акты законодательства о налогах и сборах, и иметь обратную силу, ухудшающую положение налогоплательщиков/участников внешнеэкономической деятельности.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемые решение таможни по классификации товара от 16.05.2019 N РКТ-10218040-19/000093 и решение об изменении решения о классификации товара от 28.07.2019 N РКТ10218040-19/000093И недействительными.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права основаны на неверном толковании этих норм, в связи с чем подлежат отклонению.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении положений таможенного законодательства, регулирующего спорные вопросы, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то основания для отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А56-75774/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.