24 марта 2023 г. |
Дело N А21-730/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Калининградской областной таможни представителя Шпаковой Н.Э. (доверенность от 19.12.2022 N 79), от общества с ограниченной ответственностью "Оил Партнерс" представителя Мигуновой А.С. (доверенность от 28.10.2021),
рассмотрев 09.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А21-730/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оил Партнерс", адрес: 193230, Санкт-Петербург, пер. Челиева, д. 13, корп. 3, лит. Т, ОГРН 1097847216059, ИНН 7811441859 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Калининградской областной таможне, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, пеней и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1 157 267,43 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.07.2022 и постановление от 21.11.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Общество направило обращения о восстановлении тарифных преференций за пределами 12-месячного срока со дня регистрации деклараций на товары. Кроме того, на момент подачи этих обращений истек срок применения сертификатов о происхождении товаров формы "А", представленных для подтверждения происхождения товара в целях восстановления тарифных преференций.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании заключенного с иностранной компанией "Sime Darby Kempas Sdn Bhd" (Малайзия) внешнеторгового контракта от 06.04.2018 N SD20180604 ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10012020/220120/0005947, 10012020/080120/0000710, 10012020/080120/0000712, 10012020/220819/0101082, 10012020/220819/0101056, 10012020/220419/0045295 заменитель какао-масла нетемперируемый лауринового типа марки "Kemcoa special kc35" (гидрогенизированный пальмоядровый олеин), производства Малайзии, представив при этом сертификаты о происхождении товаров по форме "А" N KL-201912-GCF20389P-001936, KL-201912-GCF-20389P-001902, JB-201912-GCF-20389P-001683, JB-201907-GCF-20389P-001023, JB-201907-GCF-20389P-001024, JB-201902-GCF20389P-000217 и определив таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о неподтверждении декларантом заявленной таможенной стоимости товаров, в связи с чем принял решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, откорректировав таможенную стоимость товара по стоимости сделки с идентичными товарами, что повлекло доначисление таможенных платежей.
Таможня также пришла к выводу о том, что представленные сертификаты о происхождении товаров не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций, в связи с чем решениями от 28.04.2020 по ДТ N 10012020/220120/0005947, от 13.03.2020 по ДТ N 10012020/080120/0000710, от 26.02.2020 по ДТ N 10012020/080120/0000712, от 21.10.2019 по ДТ N 10012020/220819/0101082, от 25.10.2019 по ДТ N 10012020/220819/0101056 и от 31.07.2019 по ДТ N 10012020/220419/0045295 отказала Обществу в предоставлении тарифных преференций и дополнительно начислила к уплате таможенные платежи, пени и НДС.
Не согласившись с решениями таможенного органа, Общество обратилось в Таможню с заявлениями о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости товара по каждой из ДТ и восстановлении тарифных преференций в отношении ввезенного товара.
Рассмотрев заявления декларанта Таможня установила, что в представленных сертификатах о происхождении товаров в графе 11 расположены оттиски комбинированных печатей, состоящие из двух самостоятельных элементов: круглый элемент - печать "OF INTERNATIONAL TRADE AND INDUSTRY *MINISTRY*/MALAYSIA" и элемент, содержащий имя и фамилию должностного лица уполномоченного органа. Однако данный вид оттисков комбинированных печатей отсутствовал в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций, в связи с чем проведение сравнительного исследования образцов (ввиду отсутствия предмета сравнения) было невозможно.
Решениями, формализованными в письмах от 21.05.2020 N 24-23/10240, 24-23/10236, от 29.05.2020 N 25-20/11006 Таможня отказала Обществу во внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товара, заявленные в ДТ, и в восстановлении тарифных преференций на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Полагая такой отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в рамках дела N А21-8151/2020.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по делу N А21-8151/2020 удовлетворены требования Общества о возврате части таможенных платежей (в сумме 314 356,76 руб.), излишне уплаченных в связи с неправомерной корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара; решения таможенного органа об отказе в восстановлении тарифных преференций признаны законными, в возврате таможенных платежей в этой части отказано.
В связи с получением письма Евразийской Экономической комиссии от 06.11.2020 N 15-365 с сообщением о том, что информация об органе Малайзии, уполномоченном на выдачу сертификатов о происхождении товара формы "А" и его оттисках печатей, доведена до Евразийской экономической комиссии письмом Министерства международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) от 02.07.2020 и указанная информация направлена в адрес таможенных органов письмом Евразийской экономической комиссии от 08.07.2020 N 15-172 (дата начала применения данных печатей - с 01.01.2018), 21.12.2020, 11.12.2020 и 08.07.2021 Общество вновь обратилось в Таможню с заявлениями о восстановлении тарифных преференций и внесении изменений в спорные ДТ ввиду наличия нового основания - подтверждения оттиска комбинированной печати на сертификатах о происхождении товаров.
Решениями, формализованными в письмах от 29.12.2020 N 25-20/27877, от 30.12.2020 N 25-20/28212, от 22.12.2020 N 25-20/27289, от 28.07.2021 N 25-20/16226 таможенный орган отказал Обществу во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, и в восстановлении тарифных преференций на основании пункта 32 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" в связи с истечением срока действия сертификатов.
Считая эти решения Таможни об отказе в восстановлении тарифных преференций незаконными, Общество в рамках настоящего дела просило возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Кроме этого, Общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ N 10012020/130419/0041232, 10012020/170419/0043172, 10012020/060519/0050859, 10012020/130519/0053547, 10012020/130519/0053558 и 10012020/280519/006908 заменитель какао-масла нетемперируемый лауринового типа марки "Kemcoa special kc35" (гидрогенизированный пальмоядровый олеин), производства Малайзии, представив при этом сертификаты о происхождении товаров по форме "А" N JB-201903-GCF-20389P-000312, JB-201903-GCF-20389P-000313, JB-201903- GCF-20389P-000366, JB-201904-GCF-20389P-000523, JB-201904-GCF-20389P000524, JB-201904-GCF-20389P-000601.
По результатам таможенного контроля (экспертизы) Таможня пришла к выводу о том, что представленные сертификаты не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций, в связи с чем решениями от 11.05.2019 по ДТ N 10012020/130419/0041232, от 19.06.2019 по ДТ N 10012020/060519/0050859, от 12.07.2019 по ДТ N 10012020/130519/0053547, от 12.07.2019 по ДТ N 10012020/130519/0053558, от 24.07.2019 по ДТ N 10012020/280519/006908 и от 25.07.2019 по ДТ N 10012020/170419/0043172 внесла изменения в спорные ДТ, что повлекло доначисление Обществу таможенных платежей, пени и НДС.
Общество 28.01.2020 обратилось в Таможню с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в графы 36, 44, 47 ДТ и восстановлении тарифных преференций в отношении товара, приложив оригиналы сертификатов происхождения товаров формы "А", выданных уполномоченным органом Малайзии.
Решением, формализованным в письме от 27.03.2020 N 25-20/06845, Таможня отказала в восстановлении тарифных преференций, так как в графе 11 сертификатов расположены оттиски комбинированных печатей, состоящие из двух самостоятельных элементов: круглый элемент - печать "OF INTERNATIONAL TRADE AND INDUSTRY *MINISTRY* / MALAYSIA" и элемент, содержащий имя и фамилию должностного лица уполномоченного органа, в то время как образцы такого вида оттисков комбинированных печатей в таможенный орган не поступали.
Данное решение таможенного органа Общество также обжаловало в судебном порядке в рамках дела N А21-4310/2020.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2020 по делу N А21-4310/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2021, Обществу отказано в признании решения Таможни от 27.03.2020 N 25-20/06845 недействительным и в возврате таможенных платежей.
Получив письмо Евразийской Экономической комиссии от 06.11.2020 N 15-365 с сообщением о том, что информация об органе Малайзии, уполномоченном на выдачу сертификатов о происхождении товара формы "А" и его оттисках печатей доведена до Евразийской экономической комиссии письмом Министерства международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) от 02.07.2020 и указанная информация направлена в адрес таможенных органов письмом Евразийской экономической комиссии от 08.07.2020 N 15-172 (дата начала применения данных печатей - с 01.01.2018), 09.09.2021 и 21.09.2021 Общество вновь обратилось в Таможню за восстановлением тарифных преференций и внесением изменений в спорные ДТ ввиду наличия основания - подтверждения оттиска комбинированной печати на сертификатах о происхождении товаров.
Решениями, формализованными в письмах от 28.09.2021 N 25-20/20572 и от 06.10.2021 N 25-20/21237, таможенный орган отказал Обществу во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, и в восстановлении тарифных преференций со ссылкой на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А21-4310/2020, которыми решение Таможни от 27.03.2020 N 25-20/06845 по аналогичным обстоятельствам признано законным.
Считая решения таможенного органа от 28.09.2021 N 25-20/20572 и от 06.10.2021 N 25-20/21237 незаконными, Общество обратилось с требованием о возврате излишне уплаченных, по его мнению, таможенных платежей в рамках настоящего дела.
Заявитель полагает, что в рамках дела N А21-4310/2020 судами исследовались иные фактические обстоятельства и судебные акты по указанному делу были приняты с учетом информации, представленной Министерством международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) по состоянию на 2014 год, в то время как в июле 2020 года упомянутое Министерство представило информацию об оттисках печатей, отсутствие которых было положено в основу решений Таможни и судов по делам N А21-8151/2020 и А21-4310/2020. По мнению Общества, у декларанта появилась возможность доказать обоснованность применения тарифных преференций, заявленных изначально в ДТ, появились основания для их восстановления и для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, пени и НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, заявленные в рамках настоящего дела, посчитав, что с учетом предоставленной Министерством международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) информации у таможенного органа при рассмотрении вновь поданных обращений заявителя отсутствовали основания для отказа в восстановлении тарифных преференций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила N 60).
Малайзия включена в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Ввезенный Обществом товар (заменитель какао-масла) включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Совета Евразийского экономической комиссии (далее - Комиссия) от 13.01.2017 N 8.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ТК ЕАЭС тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Как указано в пункте 30 Правил N 60, в подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара оформляется по форме согласно приложению N 1 к названным Правилам и заполняется в соответствии с требованиями согласно приложению N 2 к Правилам N 60.
В силу подпункта 12 пункта 6 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара (приложения N 2 к Правилам N 60) в графе 11 сертификата проставляется печать уполномоченного органа (организации), а также подпись должностного лица указанного органа.
На основании подпункта 1 пункта 48 Правил N 60 страны-пользователи тарифных преференций направляют Комиссии наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения.
Тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 настоящих Правил, либо представили информацию, не отвечающую требованиям, предусмотренным указанными пунктами (пункт 56 Правил N 60).
Суды установили, что в представленных Обществом в 2019 и 2020 годах при декларировании товаров по всем спорным ДТ сертификатах о происхождении товара в графах 11 расположены оттиски комбинированных печатей органа Малайзии, уполномоченного на выдачу сертификатов о происхождении товаров по форме "А", однако оттиски комбинированных печатей данного вида отсутствовали в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций.
При этом комбинированные печати, которыми заверены указанные выше сертификаты, не соответствовали образцам оттисков комбинированных печатей компетентных органов Малайзии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А" на товары, происходящие и экспортируемые с территории Малайзии.
В связи с имеющимся несоответствием в рамках дел N А21-8151/2020 и А21-4310/2020 решения таможенного органа об отказе в восстановлении тарифных преференций были признаны законными.
Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, Общество сослалось на получение письма Евразийской экономической комиссии от 06.11.2020 N 15-365, согласно которому информация об оригиналах оттисков печатей уполномоченных органов Малайзии с указанием даты начала их применения (с 01.01.2018) была предоставлена Министерством международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) после принятия в 2020 году решений таможенного органа об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ и в восстановлении тарифных преференций.
Как видно из материалов дела, отказывая во внесении изменений в ДТ и восстановлении преференций, Таможня в письмах от 22.12.2020 N 25-20/27289, от 29.12.2020 N 25-20/27877, от 30.12.2020 N 25-20/28212, от 28.07.2021 N 25-20/16226 сослалась на истечение срока применения сертификатов о происхождении товара.
В остальных письмах (от 28.09.2021 N 25-20/20572 и от 06.10.2021 N 25-20/21237) отказ таможенного органа в восстановлении тарифных преференций по данным ДТ обусловлен исключительно ссылкой на судебные акты по делу N А21-4310/2020, которыми предыдущее решение таможни по спорным ДТ признано законным.
Между тем, как верно указали суды требования Общества в рамках дела N А21-4310/2020 были основаны на иных фактических обстоятельствах.
Судебными актами по делу N А21-4310/2020 заявителю отказано в удовлетворении требований, поскольку суд установил, что в графе 11 сертификатов расположены оттиски комбинированных печатей, которые отсутствуют в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций.
Однако судебные акты приняты с учетом той информации и оттисков печатей, которые были представлены Министерством международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) по состоянию на 2014, поскольку на момент рассмотрения таможенным органом обращений заявителя и принятия решений об отказе в восстановлении тарифных преференций иные образцы оттисков печатей MITI отсутствовали в распоряжении таможенного органа. Соответственно, суды проверили законность решений таможенного органа по состоянию на момент их принятия и исходя из тех фактических обстоятельств и документов, которые имелись у Таможни на момент их принятия.
Вновь обратившись в таможенный орган с заявлениями о восстановлении тарифных преференций и внесении изменений в спорные ДТ, Общество сослалось на новые фактические обстоятельства ввиду наличия в распоряжении таможенных органов информации об актуальных оригиналах оттисков печатей уполномоченных органов Малайзии с указанием даты начала их применения - с 01.01.2018.
Таким образом, по настоящему делу суды двух инстанций обоснованно указали, что принятие судебных актов по делу N А21-4310/2020 не является препятствием для последующего обращения заявителя в таможенный орган и возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Доводы таможенного органа в письмах от 22.12.2020 N 25-20/27289, от 29.12.2020 N 25-20/27877, от 30.12.2020 N 25-20/28212, от 28.07.2021 N 25-20/16226 об истечении срока применения сертификатов о происхождении товаров также обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанции.
Таможенный орган в обоснование своей позиции ссылается на пункт 32 Правил N 60, в силу которого срок применения сертификата о происхождении товара составляет не более 12 месяцев с даты его выдачи.
Однако, как правильно заключили суды, по смыслу статей 31, 33 ТК ЕАЭС и Правил N 60 сертификат происхождения товара представляется при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в случае, если стране происхождения этих товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, и должен действовать на момент ввоза товара.
Истечение срока применения сертификата о происхождении товара по состоянию на дату обращения с заявлением о восстановлении преференций законом в качестве основания для отказа в восстановлении не установлено.
Случаи и условия восстановления тарифных преференций определены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 (далее - Решение N 64), согласно которому тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в отношении которых в соответствии с правом Союза предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска таможенным органом государства - члена Союза в случае, если:
при таможенном декларировании товаров декларантом заявлены тарифные преференции, но по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, установленных правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, которые предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее соответственно - условия предоставления тарифных преференций, правила определения происхождения ввозимых товаров), в отношении таких товаров, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций (абзац 3 пункта 1);
выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций в отношении таких товаров, в результате чего в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены соответствующие изменения (дополнения), связанные с неприменением тарифных преференций (абзац 4 пункта 1).
В силу абзаца 8 пункта 2 Решения N 64 условием восстановления тарифных преференций является регистрация таможней обращения декларанта не позднее одного года с даты регистрации ДТ.
Данное условие не применяется в случае восстановления тарифных преференций в соответствии с абзацем 4 пункта 1 Решения N 64, а именно в случае, если выпуск товара произведен с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товара, таможенный орган выявил несоблюдение условий предоставления тарифных преференций.
С учетом изложенного суды исходили из того, что в Решении N 64 закреплен случай, когда декларант вправе обратиться за восстановлением тарифных преференций по истечении одного года после регистрации ДТ, и рассматриваемая ситуация соответствует условиям абзаца 4 пункта 1 Решения N 64, что в силу абзаца 10 пункта 2 названного Решения исключает применение пресекательного 12-месячного срока на обращение в таможню с заявлением о внесении изменений в ДТ.
Однако, как правильно указывает таможенный орган, в данном случае не имеется оснований полагать, что выпуск товаров по спорным ДТ произведен таможенным органом с применением тарифных преференций.
При декларировании товара Общество заявило в отношении него тарифные преференции и произвело расчет таможенной пошлины с учетом тарифных преференций.
В рамках таможенного контроля в целях проверки соблюдения условий предоставления тарифных преференций Таможней назначены экспертизы в отношении представленных Обществом сертификатов о происхождении товаров формы "А". В связи с этим выпуск товаров по рассматриваемым ДТ был осуществлен Таможней в соответствии с требованиями статьи 122 ТК ЕАЭС - после предоставления декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, рассчитанного исходя из базовой ставки ввозной таможенной пошлины, установленной в отношении спорных товаров Единым таможенным тарифом ЕАЭС (то есть обеспечение рассчитано без учета преференций).
По результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС, Таможней выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, установленных Правилами N 60, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций.
Данная ситуация, вопреки доводам Общества и выводам судов, соответствует условиям абзаца 3 пункта 1, а не абзаца 4 пункта 1 Решения N 64, который касается случаев, когда несоблюдение условий предоставления тарифных преференций выявлено по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
В настоящем случае таможенный контроль начат до выпуска товаров и по его результатам выпуск товаров осуществлен без применения тарифных преференций, в связи с чем в силу абзаца 8 пункта 2 Решения N 64 тарифные преференции в такой ситуации могут быть восстановлены при условии направления декларантом соответствующего обращения в срок не позднее одного года с даты регистрации ДТ.
Таким образом, по спорным ДТ судам следовало проверить соблюдение Обществом установленного в абзаце 8 пункта 2 Решения N 64 годичного срока при обращении с заявлениями о внесении изменений в ДТ, чего в данном случае сделано не было.
Из таблицы, приведенной в кассационной жалобе Таможни, усматривается, что упомянутый срок декларантом соблюден только по ДТ N 10012020/220120/0005947, по остальным декларациям такой срок Обществом пропущен.
Вместе с тем суд округа лишен возможности проверить доводы таможенного органа в этой части, поскольку установление фактических обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и в силу требований статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таком положении выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в полном объеме являются преждевременными, обусловлены неправильным применением норм материального права, сделаны без всесторонней и объективной оценки всех представленных доказательств и без учета всех доводов сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая, что выводы судов о применении норм права не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и при этом обжалуемые судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения спора, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка имеющихся в деле доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения спора в суде первой инстанции (что невозможно в кассационном суде в силу его полномочий), то настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить соблюдение Обществом установленного в абзаце 8 пункта 2 Решения N 64 срока, дать правовую оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам сторон, после чего исходя из установленных фактических обстоятельства дела и при правильном применении норм материального и процессуального права - принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А21-730/2022 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Калининградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.