24 марта 2023 г. |
Дело N А52-2655/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" Федоровой Е.Г. (доверенность от 11.01.2023),
рассмотрев 20.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А52-2655/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино", адрес: 180502, Псковская обл., д. Моглино, Особая экономическая зона ППТ Моглино зона, д. 18, ОГРН 1126027006071, ИНН 6027145565 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., д. 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным решения от 17.03.2022 по делу N 060/06/31-123/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Желтиков Виктор Алексеевич, ОГРНИП 304510217700055, ИНН 510200088901 (далее - Предприниматель).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.11.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судами не дана надлежащая оценка тому факту, что сроки, установленные пунктом 1 части 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), исчисляются в календарных днях. Указанной нормой установлено требование о продлении срока таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения изменений в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее 10 календарных дней. Судами также не дана надлежащая правовая оценка позиции заявителя, что установленный срок обеспечивает разумный и достаточный период для подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Жалоба подана Предпринимателем в нарушение требований статьи 105 Закона N 44-ФЗ, рассмотрение УФАС жалобы является неправомерным, поскольку позволяет в обход установленного в части 2 статьи 105 Закона N 44-ФЗ пресекательного срока проводить контрольные мероприятия и отменять результаты состоявшихся торгов. Принятие УФАС жалобы и ее рассмотрение по существу является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.02.2022 заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объектов внешней инженерной инфраструктуры: 1) Канализационные насосные станции перекачки хозяйственно-фекальных вод (КНС N 1 И КНС N 2); 2) Канализационный хозяйственно-фекальный коллектор до точки подключения к системе водоотведения города Пскова, участок N 6 (номер извещения 0457000000222000001). Начальная (максимальная) цена контракта - 31 625 936 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе: 02.03.2022 в 12 ч 00 мин.
Заказчиком 24.02.2022 внесены изменения в положение конкурсной документации, дата и время окончания приема заявок установлены: 09.03.2022 в 12 ч 00 мин.
В Управление 09.03.2022 поступила жалоба от Предпринимателя (вх. N 229-з) на положение документации открытого конкурса в части незаконного установления требований к участникам закупки.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС 17.03.2022 вынесло решение по делу N 060/06/31-123/2022, которым признало жалобу обоснованной (пункт 1 решения); установило в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 и части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 2 решения); решило выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, и внесения изменений в извещение с учетом настоящего решения (пункт 3 решения); определило передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС для возбуждения административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика (пункт 4 решения).
Общество не согласилось с решением УФАС и обратилось в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
УФАС в оспариваемом решении пришло к выводу о том, что Общество сократило срок подачи заявки и нарушило минимальный десятидневный срок, поскольку установило время 12 ч 00 мин, а не полные сутки (09.03.2022 до 23 ч 59 мин).
Оспаривая решение антимонопольного органа в части установления нарушения части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, Общество указывает на то, что поскольку 10-й день (минимальный срок, необходимый для установления новой даты окончания подачи заявки) приходился на 06.03.2022 (выходной день), то оно продлило данный срок и установило дату и время окончания подачи заявки 09.03.2022 в 12 ч 00 мин. Считает, что минимальный срок соблюден, поскольку между опубликованием извещения о внесении изменений в положение конкурсной документации и датой окончания подачи заявок прошло 12 календарных дней.
Между тем в соответствии с частью 4 статьи 42 упомянутого Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в ЕИС, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
По смыслу вышеприведенной правовой нормы установленный десятидневный срок является минимальным и не может произвольно уменьшаться в силу каких-либо обстоятельств.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как следует из материалов дела, изменения в конкурсную документацию внесены 24.02.2022 и размещены в ЕИС на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, суды заключили, что первым днем срока является 25.02.2022 (пятница), а десятым днем является 06.03.2022 (воскресенье). В связи с тем, что десятый день срока выпадал на нерабочий день, в силу статьи 193 ГК РФ сроком окончания подачи заявок является ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 09.03.2022. 09.03.2022 же число установило само Общество.
Вместе с тем антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик, установив время (12 ч 00 мин) в день окончания подачи заявки, тем самым фактически сократил минимальный срок подачи заявок, что свидетельствует о нарушении части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.
Таким образом, суды указали, что новая дата окончания срока подачи заявок в любом случае не могла приходиться на нерабочий день, соответственно, десятый день, установленный в части 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, приходится на 09.03.2022, а не продлеваться в связи с выходными днями (06.03, 07.03, 08.03.2022), как считает заявитель.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (далее - Закон N 107-ФЗ) календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. При этом частью 3 статьи 4 Закона N 107-ФЗ определено, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
В силу пункта 1 статьи 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
На основании изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что, установив дату и время окончания подачи заявок 09.03.2022 в 12 ч 00 мин, Общество фактически сократило время подачи заявок и нарушило минимальный десятидневный срок, установленный законом. Довод заявителя о том, что в соответствии с нормами действующего законодательства электронной торговой площадкой обеспечен прием заявок на участие в закупочных процедурах как в рабочие, так и выходные (нерабочие) дни в круглосуточном режиме, суды признали несостоятельным, поскольку согласно пункту 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке не может приходиться на нерабочий день, соответственно, возможность подачи заявки в нерабочие дни не влияет в данном конкретном случае на существо спора. Нарушение, выявленное УФАС, выразилось в установлении неполных суток для подачи заявок и сокращении времени до 12 ч 00 мин.
Суды двух инстанций обоснованно отклонили ссылку Общества на то, что установление времени 12 ч 00 мин 09.03.2022 обусловлено соблюдением сроков рассмотрения заявок, поскольку в данном случае установление срока окончания подачи заявок 09.03.2022 23 ч 59 мин не привело бы к нарушению сроков рассмотрение заявок (2 рабочих дня), так как датой рассмотрения заявки установлено 11.03.2022.
Учитывая изложенное, суды согласились, что Управление обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае внесения в соответствии с настоящим Законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Как следует из материалов дела, жалоба Предпринимателя размещена в ЕИС 09.03.2022 в 13 ч 08 мин, что подтверждается ответом Федерального казначейства от 18.07.2022, а также службой поддержки ЕИС.
Поскольку суды пришли к выводу о том, что Обществом незаконно установлено время окончания подачи заявок 12 ч 00 мин 09.03.2022, тогда как срок должен быть установлен до 09.03.2022 до 23 ч 59 мин, жалоба считается поданной в установленный законом срок, соответственно, оснований для ее возврата у УФАС не имелось.
Решение УФАС в части незаконного неустановления требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, Обществом не оспаривается.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка доказательств произведена согласно требованиям статей 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А52-2655/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.