24 марта 2023 г. |
Дело N А21-1946/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 22.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валюмак - Авто" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А21-1946/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, пом. лит. XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие, ГП КО "ЕСОО"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Валюмак-Авто", адрес: 236004, Калининград, ул. Дзержинского, д. 59Б, оф. 1, ОГРН 1073906002114, ИНН 3907056699 (далее - Общество, ООО "Валюмак-Авто"), 85 585,67 руб. задолженности по договору от 01.01.2019 N 230114779 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 44 747,58 руб. пеней, начисленных за период с 10.02.2019 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2022 с ООО "Валюмак-Авто" в пользу ГП КО "ЕСОО" взыскано 85 585,67 руб. задолженности и 3218 руб. расходов по государственной пошлине, в удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, Предприятию из федерального бюджета возвращено 100 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 решение суда первой инстанции изменено, с ООО "Валюмак-Авто" в пользу ГП КО "ЕСОО" взыскано 85 585,67 руб. задолженности, 44 747,58 руб. пеней, 4910 руб. расходов по государственной пошлине по иску и 3000 руб. - по апелляционной жалобе; Предприятию возвращено 90 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе ООО "Валюмак-Авто", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение от 16.08.2022, постановление от 23.11.2022 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт оказания истцом услуг в спорный период; акты оказанных услуг, счета и счета-фактуры в адрес Общества не поступали и доказательства, подтверждающие направление истцом ответчику указанных документов, в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Предприятие возражает против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области, осуществляющим свою деятельность на основании соответствующей лицензии от 24.09.2019 N (39)-4360-СТУРБ/П и соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного 20.06.2018 с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Общество обратилось к Предприятию с заявкой от 20.01.2020 N 5043 о заключении с 01.01.2019 договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Между Предприятием (региональным оператором) и Обществом (потребителем) 29.01.2020 заключен договор N 230114779 (далее - Договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенных в Договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 Договора дата начала оказания услуг определена с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 7 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В связи с тем, что Общество не оплатило оказанные за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 услуги, Предприятие направило в его адрес претензию от 16.06.2020 N 6333 с требованием погасить задолженность в размере 85 585,67 руб.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания основного долга и отказал в части требования о взыскании неустойки.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Обществу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8(5) Правил N 1156).
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО установлена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (4), 8 (5), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которой образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Доказательств самостоятельного вывоза Обществом и утилизации ТКО, равно как и заключения договора с иной специализированной компанией, с соблюдением требований действующего законодательства в указанной сфере регулирования в материалы дела не представлено.
Суды, признавая наличие оснований для оплаты спорных услуг, исходили из того, что доказательств явного уклонения регионального оператора от оказания услуг в спорный период и некачественного оказания услуг в материалах дела не имеется, а следовательно, основания для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО отсутствуют.
Что касается неполучения Обществом актов оказанных услуг и счетов, то, как справедливо отмечено судами, указанное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности оплатить оказанные Предприятием услуги по обращению с ТКО.
Поскольку в материалах дела отсутствовали доказательства уплаты спорной суммы задолженности, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 85 585,67 руб. задолженности.
Кроме того, Предприятие просило взыскать с Общества 44 747,58 руб. неустойки за период с 10.02.2020 по 31.03.2022.
Суд первой инстанции, отметив, что услуги оказывались до заключения Договора, и Предприятие не представило доказательств направления актов выполненных работ в порядке, предусмотренном пунктом 9 Договора, пришел к выводу о необоснованности исковых требований в указанной части.
Апелляционный суд не согласился с названным выводом суда первой инстанции, признав, что условия Договора подлежат применению к спорным правоотношениям с 01.01.2019, при этом период начисления неустойки определен Предприятием после даты заключения Договора (с 10.02.2020).
Пунктом 24 Договора предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправке потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно удовлетворил требование о взыскании с Общества 44 747,58 руб. неустойки, рассчитанной от суммы задолженности, по сроку уплаты до 10.02.2020.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А21-1946/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валюмак - Авто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2023 г. N Ф07-1406/23 по делу N А21-1946/2022