28 марта 2023 г. |
Дело N А56-2940/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Малышевой Н.Н. и Пряхиной Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИнтерГрупп" Тулякова А.И. (доверенность от 01.03.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. ЮГ" Ишковой О.А. (доверенность от 01.07.2022),
рассмотрев 28.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. ЮГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-2940/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ИнтерГрупп", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 13, литера Б, помещение 1НП.7, ОГРН 1157847182646, ИНН 7810352821, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 129, ОГРН 1037821059540, ИНН 7810435274 (далее - Администрация), и ООО "ГК Д.О.М. ЮГ", адрес: 196653, Санкт-Петербург, город Колпино, внутренняя территория города Колпино, Финляндская улица, дом 5, литера А, помещение 8Н, комната 8, ОГРН 1217800076680, ИНН 7817114671, с иском о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, улица Федора Котанова, дом 3, корпус 2, строение 1 (далее - МКД), проведенного Администрацией (извещение от 29.09.2021 N 290921/3468631/01), и о признании недействительным договора управления МКД, заключенного по итогам конкурса между ООО "ГК Д.О.М. ЮГ" и собственниками помещений в МКД.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Две столицы", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 13, литера Б, помещения 3Н, 73, ОГРН 1177847077110, ИНН 7802613646.
Решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "ГК Д.О.М. ЮГ", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что допущенные процедурные нарушения при проведении торгов являются несущественными, права ООО "ИнтерГрупп" не нарушены, а избранный им способ защиты права не приведет к их восстановлению, поскольку последнее участником торгов не являлось; в свою очередь ООО "ГК Д.О.М. ЮГ" к управлению МКД не приступало, во включении МКД в реестр лицензий ООО "ГК Д.О.М. ЮГ" отказано, управление МКД осуществляется ООО "УК "Две столицы". Податель жалобы также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель ООО "ГК Д.О.М. ЮГ" поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, представитель ООО "ИнтерГрупп" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ИнтерГрупп" являлось застройщиком МКД, а также собственником значительной части жилых и нежилых помещений.
После ввода МКД в эксплуатацию ООО "ИнтерГрупп" заключило договор управления МКД от 08.07.2021 N ФК 3/2 с ООО "УК "Две столицы", о чем уведомило Администрацию письмом от 14.07.2021 N 253, сообщив также об определении дат проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в заочной форме, с максимальным сроком проведения - 30.11.2021 и просив до указанной даты не проводить конкурс по отбору управляющей компании МКД.
В период с 09.08.2021 по 14.11.2021 в собрании приняли участие собственники, которые обладают 15 059,70 кв.м площади помещений в МКД и которым принадлежит 54% от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Большинством в 90,63% голосов от числа голосов собственников, принявших участие в собрании, принято решение о выборе способа управления МКД: управляющей компанией выбрано ООО "УК "Две столицы". По результатам проведения собрания оформлен протокол N 1. С ООО "УК "Две столицы" заключен договор от 15.11.2021 N ФК 3/2-2 на управление МКД.
Между тем Администрация 02.11.2021 провела открытый конкурс по отбору управляющей компании МКД, победителем которого стало ООО "ГК Д.О.М.ЮГ", единственный участник конкурса, оформив это протоколами от 02.11.2021 N 1 и от 09.11.2021 N 4.
Ссылаясь на то, что конкурс проведен с нарушениями, а именно: собственники помещений в МКД не извещены о его проведении, публикация о проведении конкурса имела место только на интернет-сайте, число членов конкурсной комиссии было менее пяти, ООО "ИнтерГрупп" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 этой статьи и части 5 статьи 200 этого Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 указанной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение 2 месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 161 ЖК РФ информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Процедура проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регулируется Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75)
В соответствии с пунктом 2 означенного Постановления с 01.01.2007 органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с правилами, утвержденными названным Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил N 75 в состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса должно входить не менее 5 человек, в том числе должностные лица органа местного самоуправления, являющегося организатором конкурса.
Информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (пункт 32 Правил N 75).
Пунктом 40 Правил N 75 предусмотрена обязанность организатора конкурса уведомлять всех собственников помещений в многоквартирном доме о дате проведения конкурса путем размещения сообщений в местах, удобных для ознакомления, не позднее чем за 25 дней до начала процедуры вскрытия конвертов.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса (пункт 2).
Как разъяснено в абзаце втором пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ).
Требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон и установил несоблюдение процедуры проведения отбора управляющей МКД организацией, а именно несоблюдение требований к количественному составу конкурсной комиссии (в нее вошли лишь 4 человека - три члена комиссии и ее председатель) и неразмещение сообщения о проведении конкурса в местах, которые удобны для ознакомления собственникам помещений в МКД. Суд пришел к выводу, что неразмещение необходимой информации в соответствующем месте препятствовало собственникам помещений МКД, к числу которых в том числе относится и ООО "ИнтерГрупп", избравшим способ управления домом, своевременно, то есть до проведения упомянутого конкурса, реализовать свое право на выбор управляющей компании. Кроме того, суд установил, что собственники помещений МКД выбрали управляющую компанию. Суд также принял во внимание, что 19.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) поступила жалоба ООО "УК "Две столицы" на действия организатора торгов - Администрацию при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом. УФАС признало жалобу обоснованной, организатора торгов - нарушившим пункт 13 статьи 161 ЖК РФ, о чем 14.12.2021 вынесло решение по делу N 78/36100/21.
При таком положении суд признал недействительными результаты конкурса на право заключения договора управления МКД и, как следствие, - недействительным заключенный с ООО "ГК Д.О.М.ЮГ" по результатам конкурса договор управления МКД.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы.
Судами установлено нарушение Администрацией процедуры проведения конкурса, что является самостоятельным основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам такого конкурса.
Суды правильно отметили, что законодатель установил приоритеты по выбору способа управления в пользу собственников МКД, определив, что волеизъявление правообладателей помещений в МКД является преимущественным правом на определение судьбы своего имущества. При этом обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет восполнительную роль в случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления.
Довод подателя жалобы о том, что допущенные процедурные нарушения при проведении торгов являются несущественными и потому не могут служить основанием для признания конкурса и договора недействительными, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Вопреки суждению ООО "ГК Д.О.М. ЮГ", ООО "ИнтерГрупп" как застройщик и собственник помещений в МКД вправе претендовать на заключение договора управления МКД с избранной при его участии управляющей компанией.
С учетом предмета и основания иска довод ООО "ГК Д.О.М. ЮГ" (стороны оспариваемого договора управления МКД) о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправомерного судебного акта, ими не допущено, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-2940/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. ЮГ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон и установил несоблюдение процедуры проведения отбора управляющей МКД организацией, а именно несоблюдение требований к количественному составу конкурсной комиссии (в нее вошли лишь 4 человека - три члена комиссии и ее председатель) и неразмещение сообщения о проведении конкурса в местах, которые удобны для ознакомления собственникам помещений в МКД. Суд пришел к выводу, что неразмещение необходимой информации в соответствующем месте препятствовало собственникам помещений МКД, к числу которых в том числе относится и ООО "ИнтерГрупп", избравшим способ управления домом, своевременно, то есть до проведения упомянутого конкурса, реализовать свое право на выбор управляющей компании. Кроме того, суд установил, что собственники помещений МКД выбрали управляющую компанию. Суд также принял во внимание, что 19.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) поступила жалоба ООО "УК "Две столицы" на действия организатора торгов - Администрацию при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом. УФАС признало жалобу обоснованной, организатора торгов - нарушившим пункт 13 статьи 161 ЖК РФ, о чем 14.12.2021 вынесло решение по делу N 78/36100/21."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2023 г. N Ф07-23152/22 по делу N А56-2940/2022