30 марта 2023 г. |
Дело N А42-4020/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рубин" директора Никулина А.Н.,
рассмотрев 27.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А42-4020/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рубин", адрес: 183038, г.Мурманск, ул.Самойловой, д. 12, кв. 63, ОГРН 1025100841370, ИНН 5190109771 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного областного казенного учреждения Мурманской области "Региональный центр лесного и экологического контроля", адрес: 183038, г. Мурманск, Верхне-Ростинское ш., д. 53, ОГРН 1075190025041, ИНН 5190177757 (далее - Учреждение), от 25.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 01-0233/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2022, оспариваемое постановление от 25.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 01-0233/2022 признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в сумме, превышающей 100 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, заявление удовлетворить.
Податель кассационной жалобы указывает, что размещение и использование линии электропередачи классом напряжения до 35 кВт допускается без предоставления лесного участка по договору аренды или безвозмездного пользования, в связи с чем в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ. Податель жалобы также полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение. Кроме того, податель жалобы ссылается на грубые процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе административного производства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.04.2022 в ходе рейдового обследования лесных участков Пригородного участкового лесничества Мурманского лесничества установлено, что Общество самовольно, без специального разрешения использует 0,68 га лесного участка, расположенного в квартале 92, выделы 18, 19, 21, 23, и квартале 93, выдел 18, названного лесничества в географических координатах от 68°52'17,7" сев. широты, 033°13'15,5" вост. долготы до 68°52'13,6" сев. широты, 033°11'54,2" вост. долготы, для размещения принадлежащей ему линии электропередачи, предназначенной для подачи и потребления электричества по месту нахождения Общества в районе 7-го км автомобильной дороги, о чем составлен акт осмотра от 06.04.2022 N 5-0233/2022 с применением средств фотофиксации.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.04.2022 N 01-0233/2022, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ. Обществу вменено самовольное занятие лесных участков без специальных разрешений на использование указанных участков.
Постановлением Учреждения от 25.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 01-0233/2022 от 11.04.2022 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем на основании положений статьи 4.1.2 КоАП РФ признал незаконным оспариваемое постановление в части наложения штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, в частности, гражданским законодательством, лесным законодательством.
Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 названного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 указанного Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Приказ от 10.07.2020) утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень N 434).
Подпунктом "д" пункта 3 Перечня N 434 установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случае размещения линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление от 03.12.2014).
В пункте 5 Перечня N 1300, поименованы линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, приведенные положения Приказа от 10.07.2020 и Постановления от 03.12.2014 не свидетельствуют о наличии у Общества права самовольно эксплуатировать лесной участок для размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ без получения каких-либо разрешительных документов.
Так, пунктом 3.1 Правил установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня N 434 согласно приложению 2 к Приказу от 10.07.2020, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В свою очередь пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Мурманской области от 14.04.2016 N 160-ПП,
Кроме того, в силу пункта 7 Правил использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства (акт осмотра от 06.04.2022 N 5-0233/2022 с применением средств фотофиксации, протокол об административном правонарушении, письменные объяснения и другие), суды установили факт самовольного занятия Обществом лесного участка и его использование с целью размещения линии электропередачи без разрешительных документов.
На момент выявления правонарушения (06.04.2022) у Общества отсутствовало соответствующее разрешение на размещение линейного объекта, полученное в соответствии с требованиями пункта 3.1 Правил, статьи 39.36 ЗК РФ и постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2016 N 160-ПП, а также отсутствовал проект освоения лесов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.9 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении Учреждением процедуры привлечения Общества к административной ответственности были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонены, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Вопреки доводам подателя жалобы, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Наличие указанной совокупности обстоятельств для замены назначенного штрафа на предупреждение судами не установлено, в кассационной жалобе указанные выводы не опровергнуты.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А42-4020/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.