31 марта 2023 г. |
Дело N А66-10178/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 29.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А66-10178/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зуйков Александр Юрьевич, ОГРНИП 321695200002075 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150, (далее - Управление), выразившихся в непринятии в установленный срок решения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:2433 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, сп Щербининское, в порядке, предусмотренном статьями 39.11 - 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и о возложении на Управление обязанности принять такое решение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, адрес: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, администрация муниципального образования "Щербининское сельское поселение", адрес: 170536, Тверская обл., Калининский р-н, ж.д ст. Чуприяновка, Коммунальная ул., д. 17, ОГРН 1056900211774 ИНН 6924013267 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18.10.2022 требования Предпринимателя удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 18.10.2022 и постановление от 20.12.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, испрашиваемый им земельный участок ограничен в обороте, в связи с чем, требования Предпринимателя удовлетворению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприниматель 10.08.2021 обратился в Управление с заявлением о предоставлении путем проведения торгов в порядке, предусмотренном статьями 39.11 - 39.12 ЗК РФ, земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:2433 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, сп Щербининское,.
В связи с отсутствием информации о проведении торгов Предприниматель 30.06.2022 повторно обратился в Управление с просьбой ускорить рассмотрение заявления.
Поскольку решение о проведении торгов в отношении указанного земельного участка Управлением принято не было, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Предпринимателя, указав на непредставление Управлением доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых земельный участок не может быть предметом аукциона, приведен в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Одним из таких оснований является, в частности, ограничение земельного участка в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Возражая против заявленных требований, Управление указало, что спорный участок в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ ограничен в обороте, поскольку в его границах усматривается береговая полоса водного объекта. Вместе с тем, как верно указали суды, доказательств в подтверждение данного обстоятельства Управление не представило.
При таком положении суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе, письмо Администрации от 16.08.2022 N 329 об отсутствии в границах испрашиваемого земельного участка водных объектов общего пользования и береговой полосы, письмо отдела водных ресурсов Тверской области от 30.08.2022 N 1034 и заключение специалиста от 09.09.2022 N 247, согласно которому береговая полоса ручья шириной 5 м не пересекает границу спорного земельного участка, правомерно удовлетворили требования Предпринимателя.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А66-10178/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых земельный участок не может быть предметом аукциона, приведен в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Одним из таких оснований является, в частности, ограничение земельного участка в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления.
...
Возражая против заявленных требований, Управление указало, что спорный участок в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ ограничен в обороте, поскольку в его границах усматривается береговая полоса водного объекта. Вместе с тем, как верно указали суды, доказательств в подтверждение данного обстоятельства Управление не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2023 г. N Ф07-1943/23 по делу N А66-10178/2022