31 марта 2023 г. |
Дело N А56-13839/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" Воробьевой-Ковровой М.С. (доверенность от 09.01.2023 N Д6/23),
рассмотрев 29.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "Ленводхоз" на решение Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А56-13839/2022,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" "Ленводхоз", адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 7, лит. А, ОГРН 1197847103805, ИНН 7805750217 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, - признании пропавшим без вести судна СПК-9/35, тип судна - самоходный плавучий кран, регистрационный номер судна 00900302, дата регистрации - 29.04.1996, порт государственной регистрации - Большой порт Санкт-Петербург, место и год постройки - Венгрия, 1987; обязании Капитана морского порта (далее - Капитан) "Большой порт Санкт-Петербург" исключить из государственного судового реестра Российской Федерации указанное судно.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Капитан и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение от 25.07.2022 и постановление от 26.10.2022, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Учреждение более 25 лет не владеет судном и ничего не знает о его местонахождении.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы,
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, правопредшественникам Учреждения - Бассейновому объединению "Ленводхоз" управления "СПЕЦТРАНС" (создано решением Ленгорисполкома от 15.10.1987 N 795), Арендному бассейновому предприятию "Ленводхоз" (создано решением Президиума Василеостровской районной администрации Ленинграда от 18.10.1990 N 430) принадлежало судно - самоходный плавучий кран СПК-9/35, место и год постройки - Венгрия, 1987 (далее - судно), которое согласно свидетельству от 28.07.1988 N 2580 было зарегистрировано в судовом реестре Управления Ленинградского морского торгового порта.
13.05.1992 между Арендным бассейновым предприятием "Ленводхоз" и товариществом с ограниченной ответственностью "Российская Судоходная Компания" (далее - ТОО "РОСКО") был заключен контракт N 43 на аренду судна сроком 5 лет.
01.06.1992 ТОО "РОСКО" направило на имя Капитана заявление от 01.06.1992 N 88/06 о выдаче нового судового патента и сертификата в связи со сменой владельца судна.
01.06.1992 ТОО "РОСКО" было выдано свидетельство о праве собственности на судно, ТОО "РОСКО" заключило договор о продаже судна компании "Джуронг Шипбилдерз Прайвет Лимитед" (далее - Компания).
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга от 29.08.1996 N 534-р Арендное бассейновое предприятие "Ленводхоз" реорганизовано в государственное Санкт-Петербургское унитарное предприятие "Ленводхоз". Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.12.2018 N 943 государственное унитарное предприятие "Ленводхоз" реорганизовано путем преобразования в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружения Санкт-Петербурга "Ленводхоз". Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2020 N 423 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружения Санкт-Петербурга "Ленводхоз" реорганизовано путем присоединения к нему Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга", и переименовано в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "Ленводхоз".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 15.01.2008 ТОО "РОСКО" прекратило свою деятельность в качестве юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно выписке их Государственного судового реестра 29.04.1996 зарегистрировано право Учреждения на судно СПК-9/35, место и год постройки - Венгрия, 1987, регистрационный номер 00900302, порт государственной регистрации - морской порт "Большой порт Санкт-Петербург".
В связи с фактическим отсутствием судна на основании приказа ГУП "Ленводхоз" от 31.12.2014 N 442 плавкран СПК-9/35 списан с баланса Учреждения.
Решением Капитана от 25.06.2021 N 02/кп-1001 отказано в государственной регистрации исключения судна из Государственного судового реестра Российской Федерации в связи с непредставлением документа, являющегося основанием для исключения судна, а также заявления собственника - Санкт-Петербурга.
Учреждение, ссылаясь на прекращение права собственности Санкт-Петербурга на судно и длительное отсутствие сведений о его месте нахождения, обратилось в арбитражный суд в рамках особого производства с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, - признании судна пропавшим без вести.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили правовых оснований для удовлетворения заявления.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Согласно пункту 1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 КТМ РФ регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.
Статьей 47 КТМ РФ, пунктом 96 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.12.2010 N 277, установлены основания обязательного исключения судна из Государственного судового реестра, среди которых предусмотрена гибель или пропажа судна без вести, в этом случае в соответствии с пунктом 101 указанных Правил исключение производится на основании заявления с приложением документов, подтверждающих изложенные в нем факты, а также свидетельств, выданных при регистрации судна.
В соответствии со статьей 48 КТМ РФ судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора о продаже от 01.06.1992 судно передано Компании; согласно аффидевиту в Верховный Суд Республики Сингапур государственным унитарным предприятием "Лендводхоз" был подан вещный иск по морским делам от 1996 г. N 267; в рамках рассмотрения данного иска управляющим по юридическим вопросам и секретарем Компании под присягой сделан заявление - аффидевит от 10.01.1997, о том, что ТОО "РОСКО" и Компания оформили купчую о продаже вышеуказанного судна, которая была сдана 21.08.1992 на хранение в Сингапурский судовой регистр с указанием Компании как владельца; 24.08.1992 начальник Санкт-Петербургского порта выпустил сертификат исключения из Санкт-Петербургского порта, на основании которого регистратором судов в Сингапуре было выполнено обычное внесение в регистр.
Сведений о результатах рассмотрения вещного иска по морским делам от 1996 г. N 267 Верховным Судом Республики Сингапур в материалы дела не представлено. Согласно пояснениям представителя Учреждения такие сведения у него отсутствуют, ходатайство о рассмотрении иска в упрощенном производстве было отклонено; в дальнейшем аналогичные иски для рассмотрения в ином порядке не подавались.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств пропажи судна без вести или наличия обстоятельств, которые могли привести к этому.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", отказ Капитана в государственной регистрации исключения судна из Государственного судового реестра Российской Федерации не является основанием для признания судна без вести пропавшим и возложения на Капитана обязанности по исключению судна из реестра в порядке особого производства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А56-13839/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "Ленводхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 48 КТМ РФ судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.
...
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", отказ Капитана в государственной регистрации исключения судна из Государственного судового реестра Российской Федерации не является основанием для признания судна без вести пропавшим и возложения на Капитана обязанности по исключению судна из реестра в порядке особого производства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2023 г. N Ф07-2313/23 по делу N А56-13839/2022