03 апреля 2023 г. |
Дело N А21-590/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 28.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнео" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А21-590/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Корнео", адрес: 193091, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 6, лит. В, пом. 6-Н, ОГРН 1137847300018, ИНН 7810449781 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), и Калининградской областной таможне, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня, заказчик), о признании незаконными решения УФАС от 26.10.2021 N 039/06/69-1268/2021, действий заказчика, отмене протокола подведения итогов аукциона от 15.10.2021 N 0335100003121000074-2.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Инженерно-технические средства охраны", адрес: 236010, Калининград, Красносельская ул., д. 18, пом. VII, пом. 5, ОГРН 1103926000199, ИНН 3906222255 (далее - ООО "ИТСО"), и ООО "Теус Норд-Вест", адрес: 236004, Калининград, ул. Зои Космодемьянской, д. 9, кв. 4, ОГРН 1183926005768, ИНН 3906365373.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) запрещена множественность лиц на стороне участника закупки. Заказчик установил единые требования именно к участникам закупки, а не к лицам, осуществляющим подрядные или субподрядные работы. Победитель закупки по договору субподряда, не обладающий лицензией, не имеет права доступа к конфиденциальной информации, а также не обладает соответствующим штатом сотрудников для приемки данных работ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Таможня в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.09.2021 Таможней на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0335100003121000074 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту технических средств охраны Таможни (далее - Аукцион).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе 15.10.2021 аукционной комиссией заказчика принято решение о признании вторых частей всех поступивших заявок (Общества, ООО "Теус Норд-Вест", ООО "ИТСО") соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
Посчитав, что действия аукционной комиссии заказчика в части признания соответствующими требованиям документации вторых частей заявок ООО "Теус Норд-Вест", ООО "ИТСО" нарушают положения Закона N 44-ФЗ, поскольку ООО "Теус Норд-Вест" не имеет лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России), а ООО "ИТСО" не имеет лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России, Общество обратилось с жалобой в УФАС (вх. от 19.10.2021 N 8072).
Решением Управления от 26.10.2021 N 039/06/69-1268/2021 жалоба Общества признана необоснованной.
02.11.2021 Таможней с победителем закупки (ООО "ИТСО") заключен государственный контракт.
Не согласившись с данным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 9.3.1 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации предусмотрено следующее требование к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:
"1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"
- наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующих выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ или (выданную ранее в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", отмененную Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и постановлением Правительства от 31.01.2012 N 69) лицензию на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующих выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре.
2. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"
- наличие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России, с указанием перечня работ и услуг, на которые распространяется лицензия.
Перечень работ и услуг, на которые распространяется лицензия, должен содержать следующий подпункт пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"):
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)".
Пунктом 10 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации установлены требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту 4 пункта 10.3 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки, а именно:
"1. Копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ИЛИ выписка из реестра лицензий с указанием следующих выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности:
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений")
или копия действующей лицензии (выданной ранее) на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующих выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности:
монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре (в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", отмененную Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и постановлением Правительства от 31.01.2012 N 69);
2. Копия действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России, ИЛИ выписка из реестра лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", с указанием перечня работ и услуг, на которые распространяется лицензия.
Перечень работ и услуг, на которые распространяется лицензия, должен содержать следующие подпункты пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"):
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)".
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона N 0335100003121000074-2 от 15.10.2021 комиссия Заказчика приняла решение о признании вторых частей заявок на участие в Аукционе участников - ООО "ИТСО" (идентификационный номер заявки - 81), ООО "Теус Норд-Вест" (идентификационный номер заявки - 218), Общества (идентификационный номер заявки - 148) соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Проанализировав вторые части заявок на участие в Аукционе ООО "ИТСО", ООО "Теус Норд Вест", комиссия заказчика установила что:
ООО "ИТСО" в составе второй части заявки представлены, в том числе, следующие документы:
- копия лицензии от 22.06.2011 N 39-Б/00132, выданная МЧС России ООО "ИТСО" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- копия лицензии от 18.09.2012 N 1044, выданная ФСТЭК России ООО "Холмрок-сервис" (ИНН 3906074906) на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
- копия лицензии от 18.09.2012 N 1845, выданная ФСТЭК России ООО "Холмрок-сервис" на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
- копия договора подряда от 30.09.2019 N 19-107/с, заключенного между ООО "ИТСО" и ООО "Холмрок-сервис" на выполнение работ, в том числе, по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений, а также по установке, монтажу, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации). Согласно пункту 2.2 договора подряда данный договор действует со дня его заключения и до 30.09.2022.
ООО "Теус Норд-Вест" в составе второй части заявки представлены, в том числе, следующие документы:
- копия договора от 01.09.2020 N 0920/1, заключенного между ООО "Теус Норд-Вест" и Обществом на выполнение работ по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, на выполнение работ и оказание услуг по проектированию в защищенном исполнении (средств и систем информатизации, помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащим защите, защищаемых помещений), на выполнение работ по установке, монтажу, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации), на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведению пусконаладочных работ, на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведению пусконаладочных работ;
- копия лицензии от 18.02.2015 N 78-Б/00605, выданная МЧС России Обществу на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- копия лицензии от 10.03.2017 N 3187, выданная ФСТЭК России Обществу на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В извещении о проведении Аукциона и в документации к закупке заказчиком не был установлен запрет на привлечение подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ по государственному контракту.
При этом согласно части 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Суды двух инстанций заключили, что представленные ООО "ИТСО" и ООО "Теус Норд-Вест" договоры подряда содержат в качестве своего предмета необходимый перечень работ, определенный заказчиком в качестве объекта закупки, договорами предусмотрены обязательства сторон по договору, которые в полной мере отвечают требованиям и интересам заказчика по государственному контракту, срок действия указанных договоров покрывает срок исполнения обязательств по государственному контракту, данными договорами предусмотрена ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение одной из сторон договора своих обязательств. В связи с чем указанные договоры приняты заказчиком в качестве договоров, направленных на исполнение обязательств подрядчика по государственному контракту.
Кроме того, судами отмечено, что некоторые виды работ по контракту подрядчик (исполнитель) вправе выполнять без наличия лицензии МЧС России или лицензии ФСТЭК России. Дополнительно учтен максимально широкий допуск участников в целях обеспечения конкуренции, а также то, что Общество предложило более высокую (по сравнению с названными участниками) цену договора, Таможня в суде первой инстанции указала на исполнение и оплату контракта с победителем в большей части.
Учитывая вышеизложенное, суды в конкретных обстоятельствах не установили оснований для удовлетворения заявленных требований к УФАС и Таможне.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А21-590/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корнео" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В извещении о проведении Аукциона и в документации к закупке заказчиком не был установлен запрет на привлечение подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ по государственному контракту.
При этом согласно части 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2023 г. N Ф07-21437/22 по делу N А21-590/2022