04 апреля 2023 г. |
Дело N А56-18515/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Маркина С.Ф., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Графит" Макаловой Т.А. (доверенность от 09.01.2023), от федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" Завьяловой А.Н. (доверенность от 20.01.2023),
рассмотрев 29.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А56-18515/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Графит", адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 75-79, лит. В, пом. 5-Н, ОГРН 1147847252849, ИНН 7841505154 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А, ОГРН 1027810321758, ИНН 7826062821 (далее - Управление), в котором просило:
- признать незаконными действия Управления об отказе в согласовании проекта строительства торгово-развлекательного центра (далее - ТРК), возводимого на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный р-н, г.п. Виллозское, п. Новогорелово, площадью 14 114 кв. м с кадастровым номером 47:14:0603001:8207 (далее - земельный участок), направленного письмами от 01.12.2021 N 08-299-ПБ и от 13.01.2022 N 08-02-ПБ, и обязать Управление согласовать проект строительства ТРК;
- признать незаконными решения (действия) Управления об отказе в согласовании размещения (строительства) на земельном участке проезда, парковочных мест, тротуара, опор наружного освещения с кабельными линиями, ливневой канализации, коллектора переустраиваемой водоотводной канавы (далее - объекты) в границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 "Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга" (далее - КАД) и обязать Управление выдать Обществу письменное согласие (уведомление о согласии) на размещение (строительство) объектов в границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО строительно-производственная компания "Зеленый Город", адрес: 198216, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 140, лит. Е, ОГРН 1037825036567, ИНН 7811136816 (далее - ООО СПК "Зеленый Город"), и ООО "ЕвроТрансСтрой", адрес: 125167, Москва, Ленинградский пр., д. 37, пом. 46, ком. 21, ОГРН 5087746023250, ИНН 7734590878.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными решений (действия) Управления об отказе в согласовании размещения (строительства) на земельном участке объектов в границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД), на Управление возложена обязанность выдать заявителю такое согласие; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в обжалуемой части (в части удовлетворенных требований) оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества. Как указывает Управление, оспариваемый отказ принят на основании положений пункта 2 и подпункта 2 пункта 31 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", устанавливающих особый режим использования земельных участков, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог. Поскольку планируемые к размещению объекты не предназначены для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, ремонта и содержания, не относятся к объектам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не являются объектами дорожного сервиса, то, по мнению подателя жалобы, оснований для испрашиваемого Обществом согласования не имелось.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала против удовлетворения данной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Графит" является собственником земельного участка, расположенного в границах населенного пункта (поселок Новогорелово Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области) и имеющего вид разрешенного использования - предпринимательство.
Общество на основании разрешения на строительство от 31.08.2021 N 47-RU47511104-094К-2021, выданного Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, на земельном участке осуществляет строительство ТРК. Строительство осуществляется в соответствии с ограничениями и требованиями, содержащимися в Градостроительном плане земельного участка от 18.10.2019 N RU4751110400969С, оформленном администрацией Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области (далее - ГПЗУ).
ООО СПК "Зеленый Город" и ООО "ЕвроТрансСтрой", входящие в перечень обслуживающих КАД организаций, выдали Обществу предписания от 24.11.2021 N 73 и N 24/11 с требованием остановить все виды работ в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД) до получения соответствующего разрешения от Управления.
Указанное обстоятельство послужило причиной для обращения Общества в Управление с письмами от 01.12.2021 N 08-299-ПБ, от 17.12.2021 N 08-313-ЮО и от 13.01.2022 N 08-02-ПБ, в которых заявитель просил согласовать строительство ТРК и размещение объектов на земельном участке. Одновременно Общество обратило внимание, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области проектируемые объекты капитального строительства в границу придорожной полосы КАД не входят.
Управление письмами от 10.12.2021 N 9114 и от 14.02.2022 N 0937 отказало Обществу в испрашиваемом согласовании со ссылкой на пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования", которым установлен запрет на строительство в придорожной полосе капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и сервиса.
Полагая, что действия Управления по отказу в согласовании строительства ТРК и размещение объектов являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания незаконными решений (действий) Управления об отказе в согласовании размещения объектов и обязал Управление выдать Обществу письменное согласие на размещение в границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0603001:8207 проезда, парковочных мест, тротуара, опор наружного освещения с кабельными линиями, ливневой канализации, коллектора переустраиваемой водоотводной канавы в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД).
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании следующего.
В силу пункта 5 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации придорожные полосы автомобильных дорог являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Условия использования придорожной полосы автомобильных дорог определены в статье 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), обязательность соблюдения которых установлена в том числе для собственников и арендаторов земельных участков, расположенных в границах придорожных полос.
В связи с этим нахождение земельного участка в границах придорожной полосы автомобильной дороги имеет для указанных лиц существенное значение.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 257-ФЗ придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Частью 2 статьи 26 Закона N 257-ФЗ установлена ширина придорожной полосы в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 26 названного Закона).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.12.2017 N 3862-р "О внесении изменений в распоряжение Федерального дорожного агентства от 13.01.2014 N 5-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга" придорожная полоса на участках км 79+300 - км 114+800, расположенных в границах Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, установлена шириной в сто пятьдесят метров от границы полосы отвода с каждой стороны указанной автомобильной дороги.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона N 257-ФЗ и указанным распоряжением ширина придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД) составляет сто пятьдесят метров.
Между тем документы, подтверждающие нахождение земельного участка в границах придорожной полосы указанной автомобильной дороги (в стапятидесятиметровой зоне), в материалах дела отсутствуют.
При этом в материалы дела представлена копия от 15.07.2022 документа из сервиса "Публичная кадастровая карта" Росреестра, которая наглядно демонстрирует местоположение земельного участка по отношению к автомобильной дороге А-118 (КАД). Согласно данному документу расстояние от автомобильной дороги А-118 (КАД) до ближайшей точки границы земельного участка составляет 355 м (т. 1, л.д. 133).
Из представленного в материалы дела ГПЗУ также не усматривается нахождение земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД).
Следует отметить, что обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет (часть 7 статьи 26 Закона N 257-ФЗ).
Доказательств наличия такого обозначения (например, информационными щитами (указателями), межевыми знаками) в отношении рассматриваемого участка КАД, которое позволило бы определить местонахождение земельного участка по отношению к границе придорожной полосы этой автомобильной дороги, в материалах дела не имеется.
Судами указанные обстоятельства не исследовались и оставлены без должного внимания.
Вместе с тем нахождение земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД) имеет существенное значение, поскольку полномочия Управления по согласованию размещения объектов и контролю за соблюдением условий использования земельных участков в силу частей 8 и 8.1 статьи 26 Закона N 257-ФЗ ограничиваются придорожной полосой указанной автомобильной дороги.
Для правильного разрешения спора требуются дополнительное исследование и установление юридически значимых обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать правовую оценку доводам сторон, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А56-18515/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.12.2017 N 3862-р "О внесении изменений в распоряжение Федерального дорожного агентства от 13.01.2014 N 5-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга" придорожная полоса на участках км 79+300 - км 114+800, расположенных в границах Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, установлена шириной в сто пятьдесят метров от границы полосы отвода с каждой стороны указанной автомобильной дороги.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона N 257-ФЗ и указанным распоряжением ширина придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД) составляет сто пятьдесят метров.
...
Следует отметить, что обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет (часть 7 статьи 26 Закона N 257-ФЗ).
...
Судами указанные обстоятельства не исследовались и оставлены без должного внимания.
Вместе с тем нахождение земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД) имеет существенное значение, поскольку полномочия Управления по согласованию размещения объектов и контролю за соблюдением условий использования земельных участков в силу частей 8 и 8.1 статьи 26 Закона N 257-ФЗ ограничиваются придорожной полосой указанной автомобильной дороги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2023 г. N Ф07-2019/23 по делу N А56-18515/2022