04 апреля 2023 г. |
Дело N А56-80164/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Соколовой С.В.,
рассмотрев 04.04.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А56-80164/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191167, Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 14, лит. А, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 5000 руб. административного штрафа.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2022, заявление Общества удовлетворено, постановление ФАС России признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ФАС России, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.10.2022 и постановление от 30.12.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Как указывает податель кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Статусъ" направило ФАС России жалобу на шесть одинаковых закупок, проводившихся Обществом; ООО "Статусъ" подало шесть отдельных жалоб по каждой из шести проведенных Обществом закупок; комиссия ФАС России провела шесть самостоятельных контрольных мероприятий по каждой жалобе, поданной ООО "Статусъ", по результатам которых вынесло шесть решений; вопреки выводу суда апелляционной инстанции, 13.07.2022 ФАС России вынесла постановления о привлечении Общества к административной ответственности по результатам проведения шести контрольных мероприятий, в связи с чем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежала применению.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не установлено.
Как следует из материалов дела, 16.11.2021 на официальных сайтах единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной торговой площадки msp.roseltorg.ru Общество (заказчик) разместило извещение N 32110823075 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на проектирование и строительство сети доступа в Северо-Западном федеральной округе на территории Вологодского филиала Общества, а также конкурсную документацию.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке товаров, работ, услуг Общества.
В поступившей в ФАС России жалобе от 24.11.2021 N 2411/2021 ООО "Статусъ" указало, что Общество неправомерно заявило в одном лоте виды работ, не связанные друг с другом технологически и функционально; установило требование к участникам закупки о членстве одновременно в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; установило неправомерные условия приемки выполненных работ; ненадлежащим образом сформировало начальную (максимальную) цену договора.
Решением ФАС России от 06.12.2021 N 223-ФЗ-638/21 жалоба Общества признана частично обоснованной, Общество признано нарушившим в том числе пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку установило в документации о закупке неправомерное требование к участникам закупки о членстве одновременно в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании решения от 06.12.2021 N 223-ФЗ-638/21 ФАС России возбудила в отношении Общества дело N 28/04/7.32.3-2068/2022 об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Должностным лицом ФАС России 28.06.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Постановлением ФАС России от 13.07.2022 по указанному делу Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 5000 руб. штрафа.
Общество оспорило постановление ФАС России в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, признал незаконным и отменил постановление ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022.
Оценив положения конкурсной документации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 6 статьи 3, пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4, пунктом 10 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, частями 1, 3 статьи 55.8, статьями 55.6, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 2.1 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения и об ошибочности вывода суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, несмотря на ошибочный вывод суда первой инстанции, с учетом части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ оставил решение от 04.10.2022 без изменения.
Суд апелляционной инстанции указал, что в отношении Общества по результатам проведенной ФАС России по жалобе ООО "Статусъ" проверки 13.07.2022 было вынесено шесть постановлений о привлечении Общества к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ свидетельствует о незаконности постановления от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов обстоятельствам дела, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении указанных выше требований.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. административного штрафа.
Как установлено судами, исходя из подпункта 1 пункта 11 раздела II "Информационная карта" конкурсной документации Общество предъявило к участникам закупки требование о членстве одновременно в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции указал, что в силу пунктов 2.2.1, 9.10 проекта договора, являвшегося разделом V конкурсной документации, пункта 14.1.1 общих условий исполнения договора (приложения N 1 к проекту договора) подрядчик (победитель конкурса) вправе привлекать к исполнению обязательств по договору третьих лиц с согласия Общества.
Суд апелляционной инстанции указал на обоснованность вывода ФАС России о том, что установленное Обществом требование о членстве участника закупки одновременно в двух саморегулируемых организациях является избыточным. Отсутствие у участника конкурса членства одновременно в саморегулируемых организациях не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса, при наличии у победителя закупки права привлечь к выполнению работ субподрядчиков. При этом с учетом возложения на потенциальных участников закупки значительных материальных затрат для обеспечения членства в двух саморегулируемых организациях соответствующее требование конкурсной документации неоправданно ограничивает количество участников закупки.
Как указал апелляционный суд, установленное Обществом требование к участникам конкурса нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, учтя часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, констатировал наличие вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ и законности постановления ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022 в этой части в кассационном порядке не обжалован.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции учел положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Довод ФАС России о неправомерном применении судом апелляционной инстанции части 5 статьи 4.4 КоАП РФ основан не неверном применении норм материального права.
Как установил суд апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в отношении Общества ФАС России 13.07.2022 вынесло постановления по делам об административных правонарушениях N 28/04/7.32.3-2068/2022 - 28/04/7.32.3-2073/2022, согласно которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ в связи с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ. При этом все постановления вынесены ФАС России на основании ее решений по результатам рассмотрения жалобы ООО "Статусъ" от 24.11.2021 N 2411 на опубликованные Обществом 16.11.2021 извещения о проведении закупок.
Указанные постановления обжалованы Обществом в судебном порядке в рамках дел N А56-80156/2022, А56-80158/2022, А56-80161/2022, А56-80163/2022, А56-80164/2022, А56-80166/2022.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-80166/2022 отказано в удовлетворении заявления Общества об оспаривании постановления ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2070/2022.
С учетом данных обстоятельств вывод апелляционного суда о незаконности постановления ФАС России с учетом части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является правильным.
Следовательно, ввиду признания незаконным и отмены судом первой инстанции постановления ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022 и с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, обстоятельств настоящего дела суд апелляционной инстанции оставил решение от 04.10.2022 без изменения.
Ввиду изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А56-80164/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установил суд апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в отношении Общества ФАС России 13.07.2022 вынесло постановления по делам об административных правонарушениях N 28/04/7.32.3-2068/2022 - 28/04/7.32.3-2073/2022, согласно которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ в связи с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ. При этом все постановления вынесены ФАС России на основании ее решений по результатам рассмотрения жалобы ООО "Статусъ" от 24.11.2021 N 2411 на опубликованные Обществом 16.11.2021 извещения о проведении закупок.
...
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-80166/2022 отказано в удовлетворении заявления Общества об оспаривании постановления ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2070/2022.
С учетом данных обстоятельств вывод апелляционного суда о незаконности постановления ФАС России с учетом части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является правильным.
Следовательно, ввиду признания незаконным и отмены судом первой инстанции постановления ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу N 28/04/7.32.3-2068/2022 и с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, обстоятельств настоящего дела суд апелляционной инстанции оставил решение от 04.10.2022 без изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2023 г. N Ф07-3305/23 по делу N А56-80164/2022