Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2023 г. N Ф07-2208/23 по делу N А26-2913/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды, проанализировав пункт 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), (устанавливающий, что работы по содержанию земельного участка на котором расположен многоквартирный дом в холодный период включают в себя: очистку крышек, люков, колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см: сдвигание свежевыпавшего снега и очистку придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения/или подметание такой территории, свободной от снежного покрова; очистку придомовой территории от наледи и льда; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд), на основании правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.07.2022 по делу N 304-ЭС22-2862 пришли к выводу о том, что механизированная уборка и вывоз снега не входят в Минимальный перечень работ и услуг, следовательно, оспариваемая в настоящем деле механизированная уборка придомовой территории и вывоз снега являются дополнительными услугами и выполняются в случае, если предусмотрены перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества конкретного многоквартирного дома.

С таким выводом суд округа согласен, как согласен с другим выводом судов (со ссылкой на упомянутые в судебных актах нормативные положения), что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.

При этом необходимо учитывать запрет управляющей организации в одностороннем порядке изменять порядок определения платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенной в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации), на что обращено внимание в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".

...

Следует согласиться с утверждением Комитета о наличии на указанных судом страницах приложения N 1 с подробным описанием, оказываемых управляющей организацией услуг на утвержденную протоколом от 14.06.2016 сумму в 16 руб. 30 коп., в том числе, необходимость которых регламентирована пунктом 24 Минимального перечня (сдвигание свежевыпавшего снега и очистку придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения/или подметание такой территории, свободной от снежного покрова; очистку придомовой территории от наледи и льда, включая услуги спецтехники- 4 часа). Однако, согласно размещенной на документе информации, этот документ является приложением к заключенному договору управления от 01.07.2016."