10 апреля 2023 г. |
Дело N А56-62576/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Елагиной О.К.,
рассмотрев 10.04.2023 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТЛ Регионы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по делу N А56-62576/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ТЭК "АБС-Логистик", адрес:
394052, Воронеж, улица Матросова, дом 100А, офис 13, ОГРН 1173668004476, ИНН 3666216015 (далее - ООО ТЭК "АБС-Логистик"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "АТЛ Регионы", адрес: 196066, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 212, офис 5034, ОГРН 1147847304329, ИНН 7810377262 (далее - ООО "АТЛ Регионы"), о взыскании 200 000 руб. убытков, 30 100 руб. судебных расходов, понесенных в рамках дела Арбитражного суда Воронежской области N А14-20972/2021, 728 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 05.07.2022 по 18.07.2022, и процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих начислению на сумму убытков в размере 200 000 руб., начиная с 19.07.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии со статьей 227 АПК РФ рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением, вынесенным в виде резолютивной части от 13.09.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 30.09.2022), заявление в части взыскания 28 000 руб. судебных расходов оставил без рассмотрения в силу пункта 8 части 1 статьи 148 АПК РФ; удовлетворил исковые требования в части взыскания с ООО "АТЛ Регионы" в пользу ООО ТЭК "АБС-Логистик" 202 100 руб. в возмещение убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на 202 100 руб., начиная со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу по день фактического возмещения ущерба в размере 202 100 руб., исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, а также 7042 руб. расходов по уплате госпошлины, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Мотивированное решение изготовлено 30.09.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 30.09.2022).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 решение суда от 30.09.2022 изменено, исковое заявление в части взыскания 28 000 руб. судебных расходов оставлено без рассмотрения в силу пункта 8 части 1 статьи 148 АПК РФ; с ООО "АТЛ Регионы" в пользу ООО ТЭК "АБС-Логистик" взыскано 200 000 руб. в возмещение убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на 200 000 руб., после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, начиная со дня отмены моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), по день фактического возмещения ущерба, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, а также 6969 руб. расходов по уплате госпошлины, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, ООО "АТЛ Регионы" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 30.09.2022 и постановление от 19.12.2022 отменить полностью, производство по делу прекратить, с ООО ТЭК "АБС-Логистик" в пользу заявителя взыскать 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Податель кассационной жалобы считает, что заявленный размер исковых требований документально не обоснован; отсутствуют документы, подтверждающие стоимость груза; судами не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что отсутствуют доказательства передачи груза, так как отсутствуют товарные накладные, в которых нет отметок о принятии груза к перевозке; ответчик не участвовал при составлении акта от 11.10.2021 N 2-Р о повреждении 158-ми единиц груза. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству, о чем уведомлены, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и с учетом разъяснений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле и без осуществления протоколирования.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Поскольку решение суда от 30.09.2022 изменено судом апелляционной инстанции, предметом кассационного пересмотра является постановление от 19.12.2022.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и видно из материалов дела, ООО ТЭК "АБС-Логистик" (перевозчик) и ООО "КЕДР МК" 04.10.2021 (грузоотправитель, собственник груза) заключили договор-заявку N 11620, по условиям которого перевозчик принял на себя обязательства осуществить перевозку (доставку) груза в количестве 11 мест (паллет): столешницы общим весом 8,5 т (далее - груз), по маршруту Воронежская область, город Семилуки, Курская улица, дом 92а - Московская область, Дмитровский городской округ, г.п. Икша, деревня Кузяево, строение 1 ЛК, РЦ Кузяево (склад), автомобиль перевозчика КАМАЗ, государственный регистрационный номер С 828 АУ 797, с прицепом ВС 4512 78 (автомашина), водитель Игнатов Федор Михайлович.
В договоре-заявке N 11620 указаны плановые даты погрузки груза - 04.10.2021 и доставки - 05.10.2021, грузополучатель - общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Сделай Своими Руками".
ООО ТЭК "АБС-Логистик", приняв на себя обязательства по договору-заявке N 11620, переложило их на ООО "АТЛ Регионы" (перевозчика), заключив с последним договор-заявку от 01.10.2021 N 6, согласно которому перевозчик принял на себя обязательства по организации транспортно-экспедиционного обслуживания по перевозке груза, плата за перевозку составила 34 000 руб., грузовой автомобиль и водитель указаны те же, что и в заявке N 11620.
Как видно из условий договора-заявки N 6, на водителя возложены обязанности закреплять груз крепежными ремнями, следить за размещением груза в кузове, давать рекомендации по распределению груза в целях исключения нагрузки на ось, в случае отказа грузоотправителя следовать его рекомендациям через диспетчера сообщить об этом заказчику; присутствовать при погрузке, контролировать размещение груза в автомашине, проверять целостность упаковки и качество опалечивания.
ООО "АТЛ Регионы" в лице водителя Игнатова Ф.М. 04.10.2021 приняло груз к перевозке на автомашине.
В Москве, Юго-Восточный АО, Капотня, 04.10.2021 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) с участием автомашины, находившейся под управлением Игнатова Ф.М., в результате которого поврежденная автомашина не смогла самостоятельно продолжить движение до пункта выгрузки, и груз частично сместился в кузове прицепа и получил механические повреждения.
Груз был доставлен на склад, расположенный по адресу: Московская область, Толстопальцево, Советская улица, дом 1А, где была произведена замена тягача (автомашины) на другой тягач, государственный регистрационный номер А 703 ХВ 716 (далее - автомашина КАМАЗ), после чего груз был доставлен на склад выгрузки.
Грузополучатель (ООО "Сделай Своими Руками") 08.10.2021 отказался выгружать груз в связи с его смещением, частичным повреждением и утратой товарного вида, и автомашина была отправлена обратно в адрес отправителя груза - ООО "КЕДР МК" (Воронежская область, г. Семилуки).
На складе грузоотправителя ООО "КЕДР МК" 11.10.2021 был произведен осмотр груза, доставленного на автомашине.
В результате визуального осмотра установлено, что обмотанный в предохранительную полиэтиленовую пленку груз (столешницы и стеновые панели) уложен в пачки (пачки уложены друг на друга), крепление пачек груза в кузове прицепа не применялось. Каждая пачка скреплена пластиковыми стяжными упаковочными ремнями. Произошло частичное смещение груза в бок и сторону кабины. Выявлены царапины, потертости и механические повреждения столешниц и панелей в виде сколов различных размеров.
По факту повреждения груза грузоотправителем (ООО "КЕДР МК") составлен акт общей формы от 11.10.2021 N 2-Р о повреждении 158-ми единиц груза на общую стоимость 560 995 руб. 21 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), без учета НДС - 472 688 руб. 38 коп.
Согласно сюрвейерскому отчету от 19.11.2021, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "РУСОЦЕНКА" на основании товарных накладных по заданию ООО ТЭК "АБС-Логистик", размер ущерба составил 472 686 руб. 38 коп.
Истец обратился к СПАО "ИНГОССТРАХ" с требованием о выплате страхового возмещения, в удовлетворении которого было отказано, в связи с несоблюдением страхователем условий договора страхования от 15.03.2021 N 483-524-007786/21/FFW в части представления необходимого комплекта документов, в том числе, оформленных компетентными органами и подтверждающих повреждение груза в результате ДТП.
В связи с повреждением груза в процессе перевозки собственник груза - ООО "КЕДР МК" предъявил к ООО ТЭК "АБС-Логистик" претензию от 15.10.2021 N 302 о возмещении стоимости поврежденного груза, а затем 23.12.2021 обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ООО ТЭК "АБС-Логистик" о возмещении убытков в виде стоимости поврежденного груза.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2022 по делу N А14-20972/2021 утверждено мирового соглашение, согласно которому ООО ТЭК "АБС-Логистик" обязалось в срок не позднее 30-ти календарных дней с даты утверждения судом мирового соглашения возместить ООО "КЕДР МК" ущерб в размере 200 000 руб., производство по делу прекращено.
ООО ТЭК "АБС-Логистик" обратилось к ООО "АТЛ Регионы" как непосредственному перевозчику и лицу, ответственному за вред, причиненный повреждением груза в результате ДТП, с претензией от 15.10.2021 N 1 с требованием возместить ущерб в пределах выплаченной суммы по делу N А14-20972/2021.
Направленный в адрес истца отказ от 11.11.2021 N АТЛ-458/1 послужил основанием для обращения ООО ТЭК "АБС-Логистик" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованным требования в уточненном размере, оставил требования истца в части взыскания 28 000 руб. расходов на оплату услуг представителя без рассмотрения.
Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции в части взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 2100 руб. по мировому соглашению в рамках дела N А14-20972/2021, рассмотренного Арбитражным судом Воронежской области, указав, что указанные расходы, подлежащие уплате ООО ТЭК "АБС-Логистик" при рассмотрении дела N А14-20972/2021, не являются убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку понесены ООО ТЭК "АБС-Логистик" в связи с отказом добровольно удовлетворить требования ООО "КЕДР МК" в досудебном порядке и последующим заключением мирового соглашения, изменил решение суда, взыскав с ответчика 200 000 руб. убытков, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на 200 000 руб., после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, начиная со дня отмены моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), по день фактического возмещения ущерба в размере 200 000 руб., исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Предметом спора является требование об обязании перевозчика возместить заказчику стоимость вверенного груза по договору-заявке N 6, утраченного при его перевозке.
В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (далее - Постановление N 26), отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 ГПК РФ, часть 5 статьи 71 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Также специальное правовое регулирование оснований ответственности перевозчика, аналогичное норме статьи 796 ГК РФ, предусмотрено частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).
На основании части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в частности, договор-заявку N 6, представленную истцом переписку сторон о том, что в ночь на 04.10.2021 произошло ДТП с участием транспортного средства, перевозившего спорный груз, который поврежден, далее согласована перегрузка груза в другое исправное транспортное средство, водителем которого назначен Никитин Владислав Александрович, запрос о предоставлении указания о переадресовке груза от 07.10.2021 N АТЛ-498/2, содержащий ссылку на договор-заявку N 6, суд установил, что на основании заявки N 6 заказчика - ООО ТЭК "АБС-Логистик" грузоотправитель (ООО "КЕДР МК") сдал, а перевозчик - ООО "АТЛ Регионы" в лице водителя Игнатова Ф.М. 04.10.2021 принял груз к перевозке по товарным накладным для доставки ООО "Сделай Своими Руками"; груз поврежден в результате ДТП, о чем составлен акт общей формы от 11.10.2021 N 2-Р о повреждении 158-ми единиц груза на общую стоимость 560 995 руб. 21 коп. (с учетом НДС) и 472 688 руб. 38 коп. (без учета НДС); водитель Никитин В.А. отказался подписывать данный акт, о чем сделана соответствующая отметка.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что повреждение груза произошло во время его перевозки, в связи с чем на стороне истца возникло право на возмещение ущерба за счет перевозчика.
При погрузке груза водитель ООО "АТЛ Регионы" не сделал никаких отметок в накладной относительно замечаний к погрузке и креплению груза, а также его схеме крепления и принял груз к перевозке, таким образом приняв на себя ответственность за сохранность груза до его передачи грузополучателю ООО "Сделай Своими Руками".
Суд апелляционной инстанции отметил, что электронная переписка со стороны ответчика велась с официального адреса электронной почты dbabayan@atl.biz (доменное имя - atl.biz, которое является общим для всех адресов электронной почты ответчика: mail@atl.biz, vrusakov@atl.biz - переписка осуществляется ответчиком через интерфейс официального сайта ответчика - http://www.atl.biz), на официальный адрес электронной почты истца - abslogtk@gmail.com.
Проанализировав представленный истцом отчет ООО "РУСОЦЕНКА" от 19.11.2021, выполненный на основании товарных накладных, об определении рыночной стоимости права требования ущерба, причиненного грузу в результате ДТП 04.10.2021, в размере 472 686 руб. 38 коп., признав документально подтвержденной стоимость поврежденного груза, учитывая, что в ходе рассмотрения дела N А14-20972/2021 установлено, что по условиям мирового соглашения стороны пришли к соглашению о том, что ущерб определяется сторонами в размере себестоимости поврежденного груза в сумме 200 000 руб., которые были уплачены ООО ТЭК "АБС-Логистик" в адрес ООО "КЕДР МК", суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ООО "АТЛ Регионы" в пользу истца убытков в виде стоимости поврежденного груза в сумме 200 000 руб.
Поскольку ответчик в материалы дела не представил доказательства компенсации истцу убытков в сумме 200 000 руб., суды обоснованно удовлетворили требование ООО ТЭК "АБС-Логистик" о возмещении убытков.
Довод заявителя о том, что акт от 11.10.2021 N 2-Р о повреждении 158-ми единиц груза составлен без вызова ответчика, противоречит буквальному содержанию указанного акта, где водитель Никитин В.А. как представитель перевозчика ООО "АТЛ Регионы", от подписи в акте отказался, каких-либо возражений не заявил.
Поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, могут быть начислены на сумму убытков только за период после вступления в законную силу решения суда при просрочке уплаты суммы взысканных убытков должником, суды правомерно удовлетворили требование о взыскании процентов, начисленными на сумму 200 000 руб., начиная со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу по день фактического возмещения ущерба в размере 200 000 руб., исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, с учетом моратория, примененного Постановлением N 497.
Суд кассационной инстанции, рассматривая иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, отмечает, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку судом апелляционной инстанции. Различная оценка одних и тех же доказательств судами и заявителем не является правовым основанием для отмены или изменения постановления по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по делу N А56-62576/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТЛ Регионы" - без удовлетворения.
Судья |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Также специальное правовое регулирование оснований ответственности перевозчика, аналогичное норме статьи 796 ГК РФ, предусмотрено частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).
...
Поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, могут быть начислены на сумму убытков только за период после вступления в законную силу решения суда при просрочке уплаты суммы взысканных убытков должником, суды правомерно удовлетворили требование о взыскании процентов, начисленными на сумму 200 000 руб., начиная со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу по день фактического возмещения ущерба в размере 200 000 руб., исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, с учетом моратория, примененного Постановлением N 497."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2023 г. N Ф07-3353/23 по делу N А56-62576/2022