12 апреля 2023 г. |
Дело N А56-47849/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Каниной Т.Е. (доверенность от 22.11.2022) и Неделина А.А. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев 10.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форт-Пост" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А56-47849/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт-Пост", адрес: 194355, Санкт-Петербург, ул. Жени Егоровой, д. 1/29, лит. А, пом. 9-Н, ОГРН 1107847181210, ИНН 7802716465 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 13, ОГРН 1047805000253, ИНН 7802036276 (далее - Инспекция), выразившихся в начислении суммы земельного налога за 2020 год по ставке 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:36:0013382:10055 (5300 кв.м), 78:36:0013382:10056 (5320 кв.м), 78:36:0013382:10057 (5000 кв.м), 78:36:0013382:10058 (5100 кв.м), 78:36:0013382:10059 (5000 кв.м), 78:36:0013382:10060 (5000 кв.м), 78:36:0013382:10062 (5200 кв.м), 78:36:0013382:10063 (5200 кв.м), 78:36:0013382:10064 (5470 кв.м), 78:36:0013382:10065 (5000 кв.м) по адресу: Санкт-Петербург, п. Парголово, тер. Пригородный; признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), выразившихся в ненаправлении Обществу ответа на поданную им жалобу в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 14.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы настаивает на правомерности применения налоговой ставки 0,3% при исчислении земельного налога за 2020 год в отношении принадлежащих ему земельных участков с указанными кадастровыми номерами, поскольку доказательств их использования в предпринимательской деятельности налоговым органом в материалы дела не представлено; суды дали неверную оценку тому, что межевание было произведено с целью образования земельных участков и их продажи, тогда как в действительности межевание было произведено исключительно для увеличения объемов получения электроэнергии.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представители Управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи от 07.02.2012 N 02/10-11 Общество приобрело земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013382:131 площадью 54 787 кв.м.
Впоследствии указанный земельный участок 27.09.2019 был разделен на 11 земельных участков с кадастровыми номерами 78:36:0013382:10055, 78:36:0013382:10056, 78:36:0013382:10057, 78:36:0013382:10058, 78:36:0013382:10059, 78:36:0013382:10060, 78:36:0013382:10061, 78:36:0013382:10062, 78:36:0013382:10063, 78:36:0013382:10064, 78:36:0013382:10065 и снят с кадастрового учета.
Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за Обществом.
Инспекция 01.12.2021 направила Обществу уведомление об исчисленной за 2020 год сумме земельного налога в размере 2 061 343 руб.
Согласно указанному уведомлению в отношении спорных земельных участков с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилищной застройки" налоговым органом применена ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Считая действия Инспекции не соответствующими требованиям налогового законодательства, Общество обратилось в Управление с апелляционной жалобой.
Указывая на нерассмотрение и ненаправление решения по апелляционной жалобе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, руководствуясь пунктом 1 статьи 387, абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020), пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2019 N 606-131 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах", далее - Закон N 617-015, Закон N 606-131), пришли к выводу о правомерности применения Инспекцией при исчислении земельного налога за 2020 год в отношении принадлежащих Обществу земельных участков налоговой ставки 1,5 %. Также суды, установив, что Управлением 05.03.2022 вынесено решение N 16-15/11547 об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, которое 10.03.2022 направлено Обществу почтовым отправлением, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Управления.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Управления Обществом не оспариваются и судом кассационной инстанцией не оцениваются.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно статье 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют, в том числе, налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.
Пунктом 1 статьи 2 Закона СПб N 617-105 (в редакции Закона N 606-131) в 2020 году налоговая ставка 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Налоговая ставка в 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, Законом СПб N 617-105 (в редакции на 2020 год) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, установлена налоговая ставка в размере 1,5%, что не превышает пределы, установленные главой 31 НК РФ.
Установленные по делу обстоятельства также позволили судами сделать вывод об использовании принадлежащих Обществу земельных участков в предпринимательской деятельности. Доводы Общества об обратном направлены на переоценку представленных доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Примененный судами при разрешении настоящего спора подход также соответствует правовой позиции, изложенной в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530.
Поскольку действия Инспекции осуществлены в соответствии с положениями действующего законодательства о налогах и сборах, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А56-47849/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форт-Пост" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.
...
Налоговая ставка в 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, Законом СПб N 617-105 (в редакции на 2020 год) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, установлена налоговая ставка в размере 1,5%, что не превышает пределы, установленные главой 31 НК РФ.
...
Примененный судами при разрешении настоящего спора подход также соответствует правовой позиции, изложенной в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2023 г. N Ф07-2138/23 по делу N А56-47849/2022