12 апреля 2023 г. |
Дело N А56-44385/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Сапоткиной Т.И.,
при участии от закрытого акционерного общества "Илион" директора Тузова Д.Г. (выписка из протокола общего собрания акционеров от 30.05.2022), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Чернышевой Н.Е. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А56-44385/2022,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Илион", адрес: 192019, Санкт-Петербург, Хрустальная ул., д. 31, лит. М, ОГРН 1027806078310, ИНН 7811124948 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об обязании Комитета утвердить представленную Обществом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером участка 78:12:0007020:ЗУ1 площадью 778 кв.м, согласовать предоставление Обществу в аренду земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 требования заявителя удовлетворены частично: решение Комитета 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 признано недействительным, на Комитет возложена обязанность утвердить представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером участка 78:12:0007020:ЗУ1 площадью 778 кв.м; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить решение от 08.09.2022 и постановление от 15.12.2022, отказав в удовлетворении всех заявленных Обществом требований.
Податель жалобы указывает, что заявителем при подготовке схемы не были использованы данные региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга", схема выполнена в недопустимой системе координат, в ненадлежащем масштабе.
Суды, по мнению Комитета, не учли, что ранее Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) были предложены к рассмотрению иные границы испрашиваемого для эксплуатации принадлежащего заявителю здания земельного участка ориентировочной площадью 475 кв.м.
Также Комитет полагает, что суды, установив неправомерность принятого им решения, не вправе были возлагать на него обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, в этом случае должны были обязать Комитет рассмотреть заявление Общества.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Хрустальная ул., д. 31, лит. М.
Земельный участок под указанным зданием не сформирован.
17.02.2022 Общество с целью образования и последующего оформления прав на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему здание, направило в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка площадью 778 кв.м.
Решением от 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 Комитет отказал Обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования), указав на то, что заявителем не представлена информация, подтверждающая использование при разработке схемы сведений и материалов, предусмотренных пунктом 4 Требований.
Полагая отказ Комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение незаконным и в порядке восстановления прав заявителя возложил на Комитет обязанность утвердить представленную Обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, посчитав требования заявителя в остальной части преждевременными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены пунктом 8 статьи 39.15 того же Кодекса.
В соответствии с названной нормой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 того же Кодекса (подпункт 2).
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие такой схемы форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 той же статьи уполномоченным органом.
На дату обращения Общества с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка таковые были установлены Требованиями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762.
В пункте Требований указано, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории); при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 5 Требований допускалась подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
Возможность подготовки схемы с использованием названного официального сайта предусмотрена также и положениями пунктов 10, 11 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 Требований в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.
Как установили суды и не оспаривает податель жалобы, заявителем при подготовке схемы были использованы материалы и сведения государственного кадастра недвижимости, картографическая информация с официального сайта в соответствии с пунктом 7 Требований.
Доказательства, подтверждающие несоответствие использованных при составлении схемы данных материалам и документам, указанным в пункте 4 Требований, равно как и свидетельствующие о составлении ее в недопустимой системе координат, Комитетом вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены.
Довод Комитета относительно подготовки Обществом схемы на бумажном носителе в масштабе, не обеспечивающем ее читаемость, обоснованно не принят судами, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 ЗК РФ, по общему правилу, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
Суды исследовали возражения Комитета со ссылкой на предложения КГА относительно ориентировочной площади земельного участка, формируемого для целей эксплуатации принадлежащего Обществу здания, и мотивированно их отклонили. При этом суды отметили, что в соответствии с названным предложением КГА участок не был образован, а доказательства, свидетельствующие о несоблюдении при образовании земельного участка требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, Комитетом не представлены.
С учетом изложенного применительно к установленным по делу обстоятельствам суды пришли к верному выводу, что Комитет не подтвердил наличие обстоятельств, которые в соответствии с законом являются основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и в связи с этим правомерно удовлетворили требование Общества о признании оспариваемого решения от 22.03.2022 незаконным, возложив на Комитет обязанность в порядке устранения нарушения прав Общества утвердить соответствующую схему.
Аргументы Комитета о необходимости в такой ситуации возложения на Комитет обязанности рассмотреть заявление Общества несостоятельны, поскольку в данном случае Комитетом по вопросу утверждения схемы было принято решение об отказе в таковом, соответственно, указанный судом способ восстановления прав Общества не противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 08.09.2022 по настоящему делу в соответствии со статьей 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А56-44385/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 по делу N А56-44385/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2023.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.