14 апреля 2023 г. |
Дело N А56-54017/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от муниципального бюджетного учреждения "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Остроумова А.И. (доверенность от 17.11.2022), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Остроумова А.И. (доверенность от 25.05.2022), от Калитиевского А.А. Шараджи В.К. (доверенность от 19.08.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полторецкого С.В. (доверенность от 28.12.2022), Лигиной О.М. (паспорт),
рассмотрев 10.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А56-54017/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования (далее - МО) "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - ВМР ЛО), адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения от 30.03.2022 и предписания от 25.03.2022 по делу N 047/01/15-03/2021.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие "Ритуальные услуги" Всеволожского района Ленинградской области, адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Александровская ул., д. 76, ОГРН 1184704007344, ИНН 4703156143 (далее - Предприятие; правопреемник - муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области; далее - Учреждение), Калитиевский А.А., Трынкова А.С., Лигина О.М.
Решением суда первой инстанции от 09.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение, поскольку суд первой инстанции не извещал Учреждение о привлечении к участию в деле и назначении судебного заседания. Уведомление о вручении почтового отправления отсутствует в материалах дела, установить, кто именно получил письмо, не представляется возможным. Фактически суд первой инстанции привлек к участию иное лицо, поскольку Предприятие было реорганизовано в форме преобразования в Учреждение. Суд вынес решение, затрагивающее права и законные интересы Учреждения. Кроме того, в материалах дела отсутствует копия диплома о высшем юридическом образовании представителя УФАС Ордан Д.Д. Представитель Калитиевского А.А. Редькина С.В. также не представила в материалы дела копию диплома о высшем образовании. Заявления граждан в УФАС, содержащиеся в материалах дела, судами не исследованы. Суды также не учли, что в ходе рассмотрения дела комиссией УФАС неоднократно допускалась замена состава комиссии, что является нарушением закона.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Управления, Калитиевского А.А. и Лигина О.М. возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило заявление Калитиевского А.А. (от 11.12.2020 вх. N 15484) по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства при организации оказания ритуальных услуг на территории МО ВМР ЛО.
При рассмотрении указанного заявления УФАС установлено, что решением совета депутатов МО ВМР ЛО от 23.11.2017 N 81 Предприятие преобразовано в Учреждение. Указанным решением установлены следующие основные цели деятельности Учреждения: оказание услуг населению по погребению, включая гарантированный перечень услуг, в том числе оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), а также осуществление функций специализированной организации по вопросам похоронного дела.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Учреждения является организация похорон и представление связанных с ними услуг (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 96.03).
Постановлением Администрации от 21.12.2017 N 3419 утвержден устав Учреждения. В соответствии с пунктом 1.3 устава Учреждение является некоммерческой организацией и действует в соответствии с уставом. Пунктом 2.4 устава установлено, что "...Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учреждения, предусмотренным настоящим уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг, условиях... Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что виды такой деятельности указаны в настоящем уставе". Пунктом 2.5 устава определен следующий перечень видов деятельности Учреждения:
1) реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
2) осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела;
3) определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством;
4) оказание услуг населению по погребению, включая гарантированный перечень услуг, в том числе:
5) оформление документов, необходимых для погребения,
6) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
7) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
8) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом);
9) погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего;
10) погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
11) благоустройство существующих и обустройство новых кладбищ;
12) производство строительно-монтажных работ объектов бытового и коммунального назначения;
13) учет захоронений;
14) выделение мест под захоронение, само захоронение;
15) погребальные услуги;
16) изготовление гробов, памятников, надгробий, оград, иных предметов обустройства мест захоронений;
17) организация службы по круглосуточному вывозу в морг тел умерших вне больничных условий;
18) транспортные услуги по доставке тел к месту захоронения;
19) содействие в работе судебно-медицинской экспертизы;
20) содержание мест захоронения, их благоустройство;
21) производство и реализация ритуальных принадлежностей;
22) проведение проектно-изыскательских работ по размещению мест захоронения, в том числе под кладбища;
23) прочие ритуальные услуги.
Также постановлением Администрации от 10.07.2020 N 2052 установлена стоимость следующих платных услуг, оказываемых Учреждением:
- рытье могилы для гроба и захоронение;
- рытье могилы и захоронение урны с прахом;
- снятие намогильных сооружений;
- доставка намогильных сооружений;
- установка и изготовление намогильных сооружений;
- высечка и окраска знаков, эмблем;
- вскрытие могилы и изъятие останков умершего (эксгумация);
- транспортные услуги;
- прочие услуги по захоронению (установка фото на эмали или керамике в гнездо для фотографии, восстановление запавшей могилы с временным надмогильным сооружением, оформление лапником места погребения гроба и другие согласно перечню).
Таким образом, суды отметили, что Учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет деятельность по оказанию ритуальных и связанных услуг на коммерческой основе (рытье могилы, изготовление, доставка, установка и снятие намогильных сооружений, транспортные услуги и др.), следовательно, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) является хозяйствующим субъектом, участником товарного рынка оказания услуг по погребению и иных связанных с ними услуг (ритуальных услуг) на территории Всеволожского района Ленинградской области.
Постановлением Администрации от 27.04.2020 N 1351 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на захоронение (перезахоронение) и подзахоронение на гражданских кладбищах МО ВМР ЛО (далее - Регламент N 1351). В соответствии с пунктом 2.3 данного регламента Учреждение осуществляет следующие функции:
- выдача разрешения на захоронение умершего в могилу (на помещение урны с прахом в могилу);
- выдача разрешения на захоронение умершего в родственное место захоронения, на участке в пределах ограды родственного места захоронения;
- выдача разрешения на перезахоронение;
- отказ в выдаче указанных разрешений.
При этом в соответствии с пунктом 5.1 Регламента N 1351 контроль за оказанием вышеуказанных услуг осуществляет директор Учреждения.
Также постановлением Администрации от 27.04.2020 N 1352 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по организации ритуальных услуг на гражданских кладбищах МО ВМР ЛО (далее - Регламент N 1352). В соответствии с данным регламентом Учреждение осуществляет выдачу удостоверений о захоронении, выдачу справок о произведенных захоронениях или об их отсутствии, содержание мест под захоронение.
В соответствии с пунктом 2.1 Регламента N 1352:
"Наименование муниципальной услуги "Организация ритуальных услуг".
При предоставлении муниципальной услуги осуществляется взаимодействие с организациями, оказывающими ритуальные услуги.
Ритуальные услуги включают в себя:
- прием заказа и заключение договора на организацию похорон;
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставку похоронных принадлежностей по месту нахождения умерших, транспортировку тела (останков) умершего на кладбище;
- погребение и перезахоронение;
- транспортировку тел умерших граждан для судебно-медицинских исследований в морг;
- содержание мест захоронения".
В силу пункта 1.2.2 вышеуказанного регламента структурным подразделением, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Учреждение.
Так, Учреждение выдает разрешения на организацию ритуальных услуг на основании представленного договора на оказание услуг по погребению "либо доверенности - для агентов".
В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации признаков нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных частями 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившихся в наделении Учреждения властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления (далее - ОМСУ) на территории МО ВМР ЛО и полномочиями по оказанию ритуальных услуг в качестве хозяйствующего субъекта на указанной территории, что может привести к созданию данному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке ритуальных и связанных с ними услуг, УФАС на основании статьи 39 Закона N 135-ФЗ выдало Администрации предупреждение (от 29.03.2021 исх. N Пр/03/01-13; далее - Предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия в установленном порядке мер по исключению из пункта 1.2.2 Регламента N 1351 слов "Структурным подразделением, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области", из Регламента N 1352 положений, предусматривающих наличие у Учреждения полномочий по выдаче разрешений на организацию ритуальных услуг, абзацев 1, 3, 13, 14 пункта 2.5 устава Учреждения с целью исключения совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, а также путем принятия мер по устранению размещения объявлений, иной опубликованной информации об исключительном праве Учреждения оказывать услуги по погребению на территории МО ВМР ЛО в срок до 01.06.2021.
В адрес УФАС от Администрации 28.05.2021 поступило письмо (вх. N 6051) о выполнении Предупреждения в части исключения из Регламента N 1352 положений, предусматривающих наличие у Учреждения полномочий по выдаче разрешений на организацию ритуальных услуг, а также в части устранения размещения объявлений, иной опубликованной информации об исключительном праве Учреждения оказывать услуги по погребению на территории МО ВМР ЛО. Дополнительно в указанном письме Администрация изложила позицию об отказе от выполнения Предупреждения в остальной части, поскольку в целях решения вопросов местного значения ОМСУ вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для оказания (выполнения) физическим и юридическим лицам муниципальных услуг (работ) в определенных сферах.
В связи с тем, что изложенная позиция не свидетельствует об отсутствии возможности исполнить Предупреждение, а также не устанавливает отсутствие в действиях Администрации признаков нарушения частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ при организации оказания ритуальных услуг на территории МО ВМР ЛО, на основании части 8 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ приказом от 15.06.2021 N 288/1 о возбуждении дела N 047/01/15-03/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ возбуждено дело N 047/01/15-03/2021.
Комиссия УФАС, рассмотрев заявления Калитиевского А.А. (от 11.12.2020 вх. N 15484), Трынковой А.С. (от 28.12.2020 вх. N 16144), Лигиной О.М. (от 28.12.2020 вх. N 16137), а также в результате проведения проверки на основании Закона N 135-ФЗ, 30.03.2022 вынесла решение по делу N 047/01/15-03/2021, которым признала в действиях Администрации нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в наделении Учреждения властно-распорядительными функциями ОМСУ на территории МО ВМР ЛО и полномочиями по оказанию ритуальных услуг в качестве хозяйствующего субъекта на указанной территории, что может привести к созданию хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке ритуальных и связанных с ним услуг (пункт 1); решила выдать Администрации обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства (пункт 2); решила передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации (пункт 3).
Предписанием от 25.03.2022 УФАС предписало Администрации в срок до 30.06.2022 прекратить указанное нарушение частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ путем внесения изменений в устав Учреждения, постановление Администрации от 12.01.2022 N 44 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на захоронение (перезахоронение) и подзахоронение на гражданских кладбищах МО "Всеволожский муниципальный район"; об исполнении предписания сообщить в УФАС не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Администрация оспорила их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Квалификация действий (бездействия) применительно к части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ именно как нарушения антимонопольного запрета требует анализа не только антимонопольного законодательства, но и связанных с ним федеральных законов и нормативных требований.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, ОМСУ и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ в гарантированный перечень услуг по погребению входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ к полномочиям ОМСУ отнесено создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлениями Администрации N 1351, N 1352 от 27.04.2020, утвержденным уставом Учреждению предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении указанного учреждения властно-распорядительными функциями, а именно: реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий ОМСУ в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения; учет захоронений; выделение мест под захоронение; выдача разрешения на захоронение умершего в могилу (на помещение урны с прахом в могилу); выдача разрешения на захоронение умершего в родственное место захоронения, на участке в пределах ограды родственного места захоронения; выдача разрешения на перезахоронение; отказ в выдаче указанных разрешений; выдача разрешений на организацию ритуальных услуг. При этом Учреждение является хозяйствующим субъектом и оказывает ритуальные услуги, стоимость которых установлена постановлением Администрации от 10.07.2020 N 2051.
Вместе с тем статьей 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 19 статьи 3 устава МО ВМР ЛО определено, что содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьей 26 данного устава Администрация наделяется настоящим уставом и решениями совета депутатов полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ муниципального образования федеральными и законами Ленинградской области.
Предоставление вышеуказанных муниципальных услуг согласно административным регламентам осуществляется Администрацией. Учреждение же по своей организационно-правовой форме не является ОМСУ, нормативными актами и его уставом не закреплен статус учреждения как структурного подразделения Администрации. Учреждение является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг на территории МО ВМР ЛО наравне с другими хозяйствующими объектами, оказывающими аналогичные услуги и не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, следовательно, оно не может наделяться функциями, предполагающими реализацию властных полномочий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которыми обладают ОМСУ.
На основании изложенного суды признали, что наделение указанными функциями Учреждения свидетельствует о его наделении особым положением (статусом) по отношению к иным хозяйствующим субъектам, что может создавать преимущественные условия для деятельности Учреждения как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, ограничивать права конкурирующих хозяйствующих субъектов. По смыслу Закона N 135-ФЗ, все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке. Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов об указанном нарушении Администрацией частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что УФАС правомерно вынесло оспариваемое решение, а также выдало Администрации предписание об устранении нарушения, самостоятельных оснований для признания незаконным которого судами не установлено.
С учетом вышеизложенного заявителю обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Единственным правопредшественником Учреждения является Предприятие. Доводы о неизвещении о начавшемся судебном процессе не соответствуют материалам дела, определение суда первой инстанции от 27.06.2022 о принятии заявления к производству получено 02.07.2022 (том 1, л.д. 146), оснований сомневаться в полномочности представителя-получателя не имелось. Дополнительно следует указать на направление представителем Администрации Учреждению по электронной почте возражений на отзыв УФАС (том 1, л.д. 139).
В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Закона N 135-ФЗ привлечение к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, производится антимонопольным органом, если участие таких лиц, по мнению комиссии, необходимо. В настоящем случае исследовались обстоятельства нарушения антимонопольного законодательства Администрацией, в ходе рассмотрения дела комиссия запросила необходимые документы. Дополнительные пояснения, которые могли повлиять на решение УФАС по делу о рассматриваемых нарушениях в действиях Администрации, Учреждение, устав, регламенты деятельности которого принимала (утверждала) Администрация, дать не могло. Довод о том, что в ходе рассмотрения дела комиссией УФАС неоднократно допускалась замена состава комиссии, сам по себе не свидетельствует о незаконности итогового решения ввиду наличия оснований для такой замены.
Ссылка Учреждения на отсутствие в материалах дела копий дипломов о высшем юридическом образовании представителей УФАС и Калитиевского А.А. не учитывает, что проверка и признание полномочий проводится судом в порядке статей 61 и 63 АПК РФ.
В кассационной инстанции Администрация судебные акты не обжалует.
УФАС сообщило о фактическом исполнении Администрацией предписания, признании ею нарушений с объяснениями о неправильном толковании законодательства.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А56-54017/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление вышеуказанных муниципальных услуг согласно административным регламентам осуществляется Администрацией. Учреждение же по своей организационно-правовой форме не является ОМСУ, нормативными актами и его уставом не закреплен статус учреждения как структурного подразделения Администрации. Учреждение является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг на территории МО ВМР ЛО наравне с другими хозяйствующими объектами, оказывающими аналогичные услуги и не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, следовательно, оно не может наделяться функциями, предполагающими реализацию властных полномочий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которыми обладают ОМСУ.
На основании изложенного суды признали, что наделение указанными функциями Учреждения свидетельствует о его наделении особым положением (статусом) по отношению к иным хозяйствующим субъектам, что может создавать преимущественные условия для деятельности Учреждения как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, ограничивать права конкурирующих хозяйствующих субъектов. По смыслу Закона N 135-ФЗ, все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке. Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов об указанном нарушении Администрацией частей 1, 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
...
В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Закона N 135-ФЗ привлечение к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, производится антимонопольным органом, если участие таких лиц, по мнению комиссии, необходимо. В настоящем случае исследовались обстоятельства нарушения антимонопольного законодательства Администрацией, в ходе рассмотрения дела комиссия запросила необходимые документы. Дополнительные пояснения, которые могли повлиять на решение УФАС по делу о рассматриваемых нарушениях в действиях Администрации, Учреждение, устав, регламенты деятельности которого принимала (утверждала) Администрация, дать не могло. Довод о том, что в ходе рассмотрения дела комиссией УФАС неоднократно допускалась замена состава комиссии, сам по себе не свидетельствует о незаконности итогового решения ввиду наличия оснований для такой замены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2023 г. N Ф07-3257/23 по делу N А56-54017/2022