18 апреля 2023 г. |
Дело N А21-3686/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотор-Арена" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А21-3686/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа "Город Калининград" (236022, Калининград, пл. Победы, д. 1; ОГРН 1023900783620; ИНН 3904094520; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автотор-Арена" (236013, Калининград, ул. Тихоокеанская, д. 5, каб. 119; ОГРН 1033901817245; ИНН 3905053491; далее - Общество) об обязании разработать и утвердить в установленном порядке проект компенсационного озеленения в связи с вырубкой зеленых насаждений по порубочному билету от 21.04.2020 N 0433, акту о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений от 26.01.2021 N 20, а также выполнить посадку зеленых насаждений согласно утвержденному проекту компенсационного озеленения в срок до 01.04.2023 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2022 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, возложение на него обязанности совершить компенсационные действия является неправомерным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет в целях проведения санитарной рубки выдал Обществу порубочный билет от 21.04.2020 N 0433 со сроком действия до 21.04.2021 на производство работ по вырубке 132 деревьев на земельном участке по адресу: Калининград, ул. Тихоокеанская - ул. Спасателей.
Согласно акту освидетельствования от 25.06.2020 N 183 работы выполнены, произведена вырубка 132 деревьев.
Обществу также в целях проведения санитарной рубки выдан акт от 26.01.2021 N 20 о необходимости вырубки 105 деревьев на том же земельном участке.
Комитет, сославшись на то, что Обществом не разработан и не утвержден проект компенсационного озеленения и выполнения работ по компенсационной высадке зеленых насаждений, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Правоотношения в сфере использования, охраны, содержания и воспроизводства зеленых насаждений на территории Калининградской области в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду регулируются Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений" (далее - Закон N 100), согласно статье 1 которого санитарная рубка - это вырубка (снос) сухостойных, больных деревьев и кустарников, не подлежащих лечению и оздоровлению по результатам лесопатологического обследования; компенсационным озеленением признается воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
Согласно статьи 4 Закона N 100 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Калининградской области могут проводиться в случае осуществления санитарных рубок, рубок ухода, проводимых по результатам лесопатологического обследования (подпункт 6 пункта 1).
В силу пункта 2 статьи 4 Закона N 100 вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. Условия выданной разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений обязательны для соблюдения и не подлежат изменению в течение срока ее действия.
В соответствии со статьей 6 Закона N 100 компенсационное озеленение проводится в обязательном порядке во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, в том числе в случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в результате пересадки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, и должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта, микрорайона (квартала), группы жилых домов (подпункт 6 пункта 1); компенсационное озеленение проводится в соответствии с проектом компенсационного озеленения, утвержденным органом местного самоуправления в установленном им порядке до выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, и согласованным с Уполномоченным органом в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); компенсационное озеленение и разработка проекта компенсационного озеленения производятся за счет средств физических или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений (пункт 4).
В пункте 9 статьи 6 Закона N 100 перечислены случаи, когда компенсационное озеленение не проводится. Осуществление санитарных рубок в данный перечень не включено.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 04.03.2020 N 42 утвержден Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Порядок N 42).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 42 порубочный билет - это документ, разрешающий вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений; акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений - это документ, предписывающий исполнение работ по вырубке (сносу), обрезке и/или пересадке зеленых насаждений; под заинтересованным лицом (заявителем) понимается физическое или юридическое лицо, в интересах которого планируется повреждение или уничтожение зеленых насаждений и которое обращается за получением порубочного билета.
Согласно пункту 2.2 Порядка N 42 порубочный билет выдается заинтересованному лицу на основании его заявления.
С целью осуществления санитарных рубок в качестве заинтересованного лица может выступать правообладатель земельного участка или уполномоченное им лицо (подпункт 6 пункта 2.3 Порядка N 42).
В силу пункта 2.10 Порядка N 42 акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений выдается (направляется) уполномоченным органом администрации собственнику земельного участка, на котором произрастают зеленые насаждения, в отношении которых по результатам мониторинга зеленых насаждений установлен факт необходимости выполнения работ по вырубке (сносу), и/или обрезке, и/или пересадке зеленых насаждений, или управомоченному им лицу.
В пункте 2.11 Порядка N 42 перечислены цели, в которых может составляться и направляться акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений для проведения работ с зелеными насаждениями, и которые не предусматривают оплату компенсационной стоимости и проведение компенсационного озеленения. Санитарные рубки не включены в число указанных целей.
Пунктом 5.3 Порядка N 42 предусмотрено, что компенсационное озеленение организуется заинтересованным лицом. Осуществление компенсационного озеленения по утвержденному уполномоченным органом администрации проекту считается согласованным с администрацией городского округа "Город Калининград". Утверждение уполномоченным органом администрации проекта компенсационного озеленения осуществляется в соответствии с порядком, установленным регламентом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно пункту 1.14 разрешения на использование земель или земельных участков (частей земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 23.09.2020 N 273-Р, выданного на основании распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 23.09.2020 N 2346/р-КМИ, Общество обязано при необходимости осуществить вырубку (снос), обрезку и (или) пересадку зеленых насаждений исключительно на основании разрешительной документации, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном порядке.
В порубочном билете от 21.04.2020 N 0433 в качестве работ, которые разрешается производить на его основании, указана "санитарная рубка". В качестве основания выдачи порубочного билета указан "акт (заключение) лесопатологического обследования древесно-кустарниковой растительности от 23.12.2019 N 19 506". В акте о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений от 26.01.2021 N 20 в качестве цели его выдачи указано: "проведение санитарной рубки, акт лесопатологического обследования от 17.11.2020 N 19 506-2".
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что получая соответствующую разрешительную документацию на вырубку зеленых насаждений в целях проведения санитарной рубки, Общество действовало как заинтересованное лицо, вследствие чего у него возникла обязанность по проведению компенсационного озеленения.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии исковых требований Комитета упомянутым нормам, а также о наличии оснований для их удовлетворения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А21-3686/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотор-Арена" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.