19 апреля 2023 г. |
Дело N А56-118161/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казарян К.Г., судей Зарочинцевой Е.В., Троховой М.В.,
при участии представителя ФНС Снурницына Д.В. по доверенности от 16.01.2023,
рассмотрев 18.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Торгпродальянс" Викторовой Елены Юрьевны на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А56-118161/2021/тр.2,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2022 общество с ограниченной ответственностью "ТОРГПРОДАЛЬЯНС", адрес: 197350, Санкт-Петербург, Парашютная ул., д. 52, лит. А, кв. 326, ОГРН 5147746220342, ИНН 9715001249 (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утверждена Викторова Елена Юрьевна.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась в арбитражный суд с заявлением с учетом принятого уточнения о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 29 629 621 руб. 74 коп., из которых 17 41 344 руб. - основной долг, 5 765 74 руб. 74 коп. - пени, 6 822 537 руб. - штраф.
Определением суда первой инстанции от 28.10.2022 требование ФНС в заявленном размере признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 определение от 28.10.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить названные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению конкурсного управляющего, несвоевременное направление кредитором в адрес конкурсного управляющего акта налоговой проверки от 07.02.2022 N 23-23/2069 и нарушение сроков ее проведения, исключает возможность применения правила о приостановке сроков, следовательно, предъявленное после закрытия реестра требований кредиторов должника требование ФНС подлежало удовлетворению в порядке абзаца первого пункта 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В судебном заседании представитель ФНС возражал по жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
ОТ конкурсного управляющего поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в обжалуемой части исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Западного округа не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В данном случае сведения о признании Общества несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении должника конкурсного производства опубликованы 26.03.2022, следовательно реестр требований кредиторов должника подлежал закрытию 27.05.2022.
ФНС обратилась с рассматриваемым требованием 27.06.2022, то есть после истечения предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве срока.
Между тем, в данном случае, требование ФНС основано на решении от 08.08.2022 N 23-23/0702/Р о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки в отношении должника.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве правила названного пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Порядок применения приведенных выше законоположений раскрыт в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), в котором приведена правовая позиция, согласно которой двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки. Очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
В названном пункте также указано на необходимость учитывать запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу акт уполномоченного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены требования. Для таких случаев предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства
Судами установлено, что решение N 23-23/2069 о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 принято ФНС 05.04.2021.
Поскольку на дату закрытия реестра требований кредиторов выездная налоговая проверка была не окончена, акт ФНС не вынесен, а требование кредитора, основанное на решении от 08.08.2022, было предъявлено 27.06.2022, то есть до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для учета указанного требования в качестве требования, заявленного после закрытия реестра, и понижения его очередности, применительно к положениям абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Довод конкурсного управляющего о несвоевременном направлении в ее адрес акта налоговой проверки от 07.02.2022 N 23-23/2069 не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку не был заявлен при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и не был предметом исследования судов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 АПК РФ изменение или отмену судебных актов, допущено не было, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А56-118161/2021/тр.2 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего Викторовой Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
К.Г. Казарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок применения приведенных выше законоположений раскрыт в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), в котором приведена правовая позиция, согласно которой двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки. Очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
...
Поскольку на дату закрытия реестра требований кредиторов выездная налоговая проверка была не окончена, акт ФНС не вынесен, а требование кредитора, основанное на решении от 08.08.2022, было предъявлено 27.06.2022, то есть до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для учета указанного требования в качестве требования, заявленного после закрытия реестра, и понижения его очередности, применительно к положениям абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2023 г. N Ф07-2999/23 по делу N А56-118161/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31709/2023
25.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9669/2023
03.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6690/2023
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2999/2023
12.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4639/2023
11.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3832/2023
22.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3832/2023
22.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36401/2022
18.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118161/2021