18 апреля 2023 г. |
Дело N А56-50874/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 18.04.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-50874/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленный обогрев" адрес: 197374, Санкт-Петербург, Мебельная ул., д. 12, к. 1, лит. А, пом. 58 Н N 7, оф. 705, ОГРН 5067847024790, ИНН 7801408323 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп.2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 11.05.2022 N 10210000-1820/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2022, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.08.2022 и постановление от 26.12.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению таможенного органа, суды ошибочно сочли, что оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку указанный срок согласно диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ выражается в противоправных действиях и начинает течь с даты представления статистической формы учета в таможенный орган (21.03.2022).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии и с требованиями статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 21.03.2022 представило в таможенный орган в виде электронных документов статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер ED20220321145416611), содержащую сведения о вывозе товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в адрес ООО "ТехноЭлектроТовар" на основании договора от 18.02.2021 N ПО246-02-21ТВ по счету-фактуре (инвойсу) от 26.02.2021 N 248, товарной накладной от 26.02.2021 N 34, счету на оплату от 17.02.2021 N 302 в феврале 2021 года (форму следовало представить до 15.03.2021 (включительно).
В связи с допущенным нарушением Таможня 14.04.2022 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении, квалифицировав его действия по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 11.05.2022 N 10210000-1820/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Посчитав оспариваемое постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, вместе с тем посчитали срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления пропущенным, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не установлено.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил.
Суды установили, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что статистическая форма учета перемещения товаров за февраль 2021 года при сроке представления до 15.03.2021 представлена Обществом в таможенный орган 21.03.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при перемещении товаров за пределы Российской Федерации, а также повторность совершения заявителем спорного правонарушения, суды пришли к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В данном случае правонарушение совершено в форме бездействия, срок исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы нормативно определен, оснований считать правонарушение длящимся не имеется; срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как установили суды, последним днем периода, установленного для исполнения Обществом соответствующей обязанности по предоставлению статистической формы, является 15.03.2021.
Соответственно, годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 16.03.2021 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек 15.03.2022.
Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа от 11.05.2022 вынесено по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали незаконным постановление Таможни от 11.05.2022 N 1021000-1820/2022.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-50874/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.