24 апреля 2023 г. |
Дело N А66-5963/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Боголюбовой Е.В. и Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 20.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Завидово" на определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 по делу N А66-5963/2021,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Завидово", адрес: 171270, Тверская обл., Конаковский р-н, Мирный п., ОГРН 1026901734342, ИНН 6911002645 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения муниципального учреждения администрации городского поселения поселка Новозавидовский, адрес: 171270, Тверская обл., Конаковский р-н, Новозавидовский п.г.т., Ленинградская ул., д. 10, ОГРН 1056910026139, ИНН 6911023902 (далее - Администрация), об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по заявлению Кооператива, изложенного в письме от 10.03.2021 N 374, и возложении на Администрацию обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по заявлению, изложенному в письме Кооператива от 26.08.2020 N 131.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Кооператив обжаловал решение от 19.10.2022 в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Кооператив заявил ходатайство о замене Администрации на правопреемника в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 в удовлетворении ходатайства Кооператива о процессуальном правопреемстве отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 решение от 19.10.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просит отменить определение от 18.01.2023, заменить Администрацию на ее правопреемника. По мнению Кооператива, судом не учтено, что законом Тверской области от 28.12.2022 N 96-ЗО (далее - Закон N 96-ЗО), вступившим в законную силу 01.01.2023, перераспределены полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно статье 2 Закона N 96-ЗО такие полномочия осуществляют органы государственной власти Тверской области.
В отзывах на кассационную жалобу и письменные возражения Кооператива на отзыв Администрация, ссылаясь на необоснованность их доводов, просит определение от 18.01.2023 оставить без изменения. Администрация также просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (часть 2 статьи 48 АПК РФ).
Исходя из пункта 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.
Согласно статье 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование ходатайства о замене Администрации на правопреемника Кооператив сослался на то, что Законом N 96-ЗО, вступившим в законную силу 01.01.2023, перераспределены полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Такие полномочия осуществляют органы государственной власти Тверской области согласно статье 2 Закона N 96-ЗО. В связи с этим Администрация, обладавшая на дату рассмотрения дела судом первой инстанции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и по утверждению схемы раздела земельного участка, как уполномоченный орган местного самоуправления, обладающий правами распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, после принятия указанного закона является ненадлежащим ответчиком.
Замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном процессе производится тогда, когда правопреемство произошло в материальном гражданском правоотношении.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 96-ЗО полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области либо подведомственное ему государственное учреждение Тверской области.
Вместе с тем на дату (17.01.2023) рассмотрения судом апелляционной инстанции ходатайства Кооператива о процессуальном правопреемстве нормативный акт, закрепляющий осуществление указанных в Законе N 96-ЗО полномочий непосредственно за Правительством Тверской области или наделяющий такими полномочиями конкретный исполнительный орган или государственное учреждение Тверской области, не был принят.
Поскольку суд апелляционной инстанции не располагал сведениями о закреплении указанных в Законе N 96-ЗО полномочий именно за Правительством Тверской области, он не вправе был признавать его правопреемником Администрации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства Кооператива о замене Администрации на правопреемника.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не подтверждают, что судом допущены нарушения норм процессуального права.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 по делу N А66-5963/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Завидово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.
Согласно статье 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2023 г. N Ф07-2548/23 по делу N А66-5963/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2394/2023
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2548/2023
19.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9819/2022
19.10.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5963/2021