25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-39448/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Диулиной Н.В. (доверенность от 06.04.2023 N 05-22-11588/23-0-0), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Лучко Ю.Н. (доверенность от 19.04.2023 N 269), Исляевой А.К. (доверенность от 25.07.2022 N 444),
рассмотрев 20.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 по делу N А56-39448/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 16.02.2022 N 05-26-4751/22-0-0 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для размещения железнодорожных путей, обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Комитет по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА), и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935, ИНН 7830001853 (далее - КРТИ).
Решением суда от 25.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 16.12.2022 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы привел доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что Комитет не доказал наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению в аренду земельных участков для размещения железнодорожных путей, не приняли во внимание, что Комитетом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о невозможности предварительного согласования предоставления спорных участков в аренду с учетом расположения их в красных линиях улично-дорожной сети согласно утвержденной документации по планировке территории. Подробно доводы изложены в самой жалобе.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы кассационной жалобы, а представители Предприятия против ее удовлетворения возражали по основаниям, приведенным в отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятию принадлежат на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости - подъездные железнодорожные пути, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 17, к. 2, лит. Г1 (кадастровый номер 78:10:0005202:1786) и лит. Г2 (кадастровый номер 78:10:0005202:1787), расположенные соответственно на земельных участках по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, уч. 57 и 63.
Предприятие 24.01.2022 направило в адрес Комитета заявление о предварительном согласовании предоставлении в аренду земельных участков, сформированных в границах территориальных зон объектов инженерной инфраструктуры.
Комитет 16.02.2022 отказал Предприятию в предварительном согласовании предоставления участков в аренду, указав в качестве основания несоответствие расположения участков проекту планировки с проектом межевания, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2012 N 1316 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Кушелевской дорогой, пр. Непокоренных, продолжением ул. Бутлерова, полосой отвода железной дороги, в Калининском районе" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2016 N 99; далее - постановление Правительства N 1316).
Полагая, что отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду не соответствует требованиям закона и нарушает права Предприятия, последнее обратилось в суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду не имеется, признали оспариваемый заявителем отказ незаконным и удовлетворили заявленные требования.
Суд округа, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Требования к содержанию и составу документов заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены в пунктах 1 и 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Комитетом оспариваемого решения) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
В рассматриваемом случае отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельных участков основан на том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства N 1316 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, в соответствии с которым участки находятся в границах улично-дорожной сети (перспективное продолжение Новороссийской улицы).
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл. 1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункты 2, 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Разрешая спор, обе судебные инстанции руководствовались названными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 198, 201 АПК РФ, приняли во внимание документацию по планировке территории, ограниченной Кушелевской дорогой, пр. Непокоренных, продолжением улицы Бутлерова, полосой отвода железной дороги, в Калининском районе Санкт-Петербурга, утвержденную постановлением Правительства N 1316, а также учли письма КГА от 28.04.2021 N 01-21-4-13023/21, от 24.11.2021 N 01-21-4-38851/21, КРТИ от 01.04.2021 N 01-15-1447/21-0-1, и пришли к выводу о том, что отказ Комитета в формировании земельных участков под принадлежащими Предприятию на праве хозяйственного ведения сооружениями с кадастровыми номерами 78:10:0005202:1786, 78:10:0005202:1787 препятствует реализации установленного Земельным кодексом Российской Федерации права на заключение договоров аренды в отношении соответствующих земельных участков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что основания для корректировки документации по планировке территории, ограниченной Кушелевской дорогой, пр. Непокоренных, продолжением ул. Бутлерова, полосой отвода железной дороги, в Калининском районе, отсутствуют, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены вне границ внутриквартальной территории; в составе данной документации отсутствуют решения по установлению границ планируемого размещения объектов капитального строительства и границ земельных участков в отношении спорных объектов, о чем КГА и КРТИ указывали в представленных в материалы письмах, а также в отзывах.
Довод Комитета о том, что территория, в границах которой расположены участки 57 и 63 (часть), предусмотрена для размещения дороги, улицы, проезда (пробивка Новороссийской улицы), отклонен, поскольку указанное не является препятствием для формирования земельных участков по схеме.
Комитет не доказал, что спорные участки входят в территорию общего пользования, в отношении которой утвержден проект межевания.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленные Предприятием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суды выявили возможность формирования земельных участков для предоставления их в аренду Предприятию на основании схемы размещения.
Кроме того, суды приняли во внимание, что использование земельных участков, находящихся в государственной собственности на бездоговорной основе, влечет риск привлечения Предприятия к административной, гражданско-правовой ответственности. В частности, в 2020 году Предприятию выдано представление Прокуратуры Калининского района от 30.06.2020 N 03-03-2020-319 с требованием об оформлении правоустанавливающих документов на участки, а также предписание Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 01.09.2020 N 1120ДСП/2020 (документ для служебного пользования) об устранении выявленных нарушений и оформлении правоустанавливающих документов на спорные объекты.
Принимая во внимание направленность заявления Предприятия на реализацию исключительных прав в отношении земельных участков под объектами, принадлежащими заявителю на праве хозяйственного ведения, суды пришли к верному выводу о достаточности представленных документов для рассмотрения и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суды правомерно сочли, что оспариваемый Предприятием отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления земельных участков не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя на получение прав в отношении земельных участков под объектами недвижимости, и удовлетворили заявленные требования.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела, установленных на основании имеющейся доказательственной базы, само по себе не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов и о наличии оснований для их отмены по результатам кассационного пересмотра.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 по делу N А56-39448/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Разрешая спор, обе судебные инстанции руководствовались названными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 198, 201 АПК РФ, приняли во внимание документацию по планировке территории, ограниченной Кушелевской дорогой, пр. Непокоренных, продолжением улицы Бутлерова, полосой отвода железной дороги, в Калининском районе Санкт-Петербурга, утвержденную постановлением Правительства N 1316, а также учли письма КГА от 28.04.2021 N 01-21-4-13023/21, от 24.11.2021 N 01-21-4-38851/21, КРТИ от 01.04.2021 N 01-15-1447/21-0-1, и пришли к выводу о том, что отказ Комитета в формировании земельных участков под принадлежащими Предприятию на праве хозяйственного ведения сооружениями с кадастровыми номерами 78:10:0005202:1786, 78:10:0005202:1787 препятствует реализации установленного Земельным кодексом Российской Федерации права на заключение договоров аренды в отношении соответствующих земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-3604/23 по делу N А56-39448/2022