25 апреля 2023 г. |
Дело N А42-6610/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 25.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А42-6610/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации Кольского района (184381, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., д. 50; ОГРН 1025100587973; ИНН 5105031541; далее - Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7; ОГРН 1055100189605; ИНН 5190135362; далее - Управление) от 15.06.2022 N 258/22-ВП-03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N 46 п.г.т. Молочный Кольского района Мурманской области (184365, Мурманская обл., Кольский р-н, п.г.т. Молочный, ул. Молодежная, д. 11; ОГРН 1025100587247; ИНН 5105030700; далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 21.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2022 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление является правомерным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании решения от 26.04.2022 N 258/22-ВП проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением санитарно-эпидемиологических требований, в ходе которой выявлено и отражено в акте от 19.05.2022 N 258/22-ВП нарушение пунктов 2.5.2, 3.1.3, 3.1.7 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункта 88 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", пунктов 8.1.2, 8.1.2.2, 8.1.2.3, 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", таблицы 6.6 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункта 3.1.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункта 817 СанПиН 3.368-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", раздела III таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
По факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований Управление составило в отношении Учреждения протокол от 02.06.2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а постановлением от 15.06.2022 N 157 привлекло его к указанной административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Установив, что причиной совершения административного правонарушения явилось ненадлежащее исполнение Управлением образования своих функций по организации работы по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в Учреждении, координации и обеспечению контроля за содержанием зданий и сооружений Учреждения, обустройству прилежащих к ним территорий, решению вопросов по своевременному проведению и надлежащему финансированию выполнения работ по устранению нарушений требований санитарного законодательства, Управление внесло в адрес Управления образования представление от 15.06.2022 N 258/22-ВП-03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Управление образования, не согласившись с указанным представлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого представления, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление, исходя из того, что представление выдано Управлением ненадлежащему лицу, поскольку конкретные обстоятельства, которые создали условия для совершения правонарушения именно Управлением образования, в представлении не приведены.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при несоответствии его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
В данном случае судами установлено, что постановлением Управления от 15.06.2022 N 157 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, что послужило основанием для вынесения оспариваемого представления. Выявленные Управлением нарушения санитарных требований по существу Управлением образования не оспорены.
Согласно уставу Учреждения, утвержденному постановлением администрации Кольского района от 27.01.2020 N 70, учредителем образовательной организации является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района (пункт 1.7).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об Управлении образования, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района от 22.12.2016 N 5/7 (далее - Положение), оно является структурным подразделением администрации Кольского района, органом, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования.
В силу пунктов 3.3.2, 3.3.4, 3.3.9, 3.3.19, 3.3.22, 3.3.30, 3.3.34 Положения Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; организует работу по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях; осуществляет контроль деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; обеспечивает формирование муниципальных заданий для подведомственных учреждений на оказание муниципальных услуг, контролирует их исполнение; проводит согласование осуществления закупок муниципальных образовательных учреждений в части их соответствия муниципальному заданию, наличия финансового обеспечения; осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений.
Следовательно, Управление образования, исполняя функции и полномочия учредителя образовательной организации, является главным распорядителем выделяемых бюджетных средств и обязано осуществлять контроль за их использованием образовательной организацией в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях.
Исходя из этого, Управление пришло к выводу о том, что Управление образования ненадлежащим образом исполняет возложенные на него функции, что способствовало осуществлению Учреждением деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и явилось основанием для внесения ему оспариваемого представления.
При этом привлечение к административной ответственности одного лица не исключает возможности внесения представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, иному лицу, что разъяснено, в частности, в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Судом первой инстанции установлено, что Управление образования направило в Управление письмо от 20.07.2022 N 11/3028 об исполнении оспариваемого представления в части принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как указал суд первой инстанции, меры, направленные на устранение выявленных нарушений в целях приведения Учреждения в соответствие с требованиями санитарного законодательства, фактически приняты Управлением образования в рамках реализации функции главного распорядителя бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений.
Приняв во внимание отсутствие доказательств незаконного вмешательства Управления в экономическую деятельность Управления образования, создания препятствий для осуществления такой деятельности, нарушения прав и законных интересов Управления образования оспариваемым представлением, суд первой инстанции пришел к выводу о его правомерности и обоснованности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А42-6610/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2022 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3.3.2, 3.3.4, 3.3.9, 3.3.19, 3.3.22, 3.3.30, 3.3.34 Положения Управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; организует работу по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях; осуществляет контроль деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; обеспечивает формирование муниципальных заданий для подведомственных учреждений на оказание муниципальных услуг, контролирует их исполнение; проводит согласование осуществления закупок муниципальных образовательных учреждений в части их соответствия муниципальному заданию, наличия финансового обеспечения; осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений.
Следовательно, Управление образования, исполняя функции и полномочия учредителя образовательной организации, является главным распорядителем выделяемых бюджетных средств и обязано осуществлять контроль за их использованием образовательной организацией в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях.
Исходя из этого, Управление пришло к выводу о том, что Управление образования ненадлежащим образом исполняет возложенные на него функции, что способствовало осуществлению Учреждением деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и явилось основанием для внесения ему оспариваемого представления.
При этом привлечение к административной ответственности одного лица не исключает возможности внесения представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, иному лицу, что разъяснено, в частности, в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-3427/23 по делу N А42-6610/2022