25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-40020/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб" Карюка А.В. (доверенность от 09.01.2023), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сысоевой В.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 25.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А56-40020/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб" (199034, г. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 5/16, лит. А; ОГРН 1109847018335; ИНН 7801534550; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 24.03.2022 N 672/22 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2022 оспариваемое постановление Инспекции изменено - размер назначенного Обществу наказания в виде штрафа снижен до 125 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Инспекции просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 18.01.2022 N 2-р проведен осмотр придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Федора Абрамова, д. 20, корп. 1, лит. А., и д. 23, корп. 1, лит. А, деятельность по управлению которыми на основании лицензии от 27.04.2015 N 78-000191 и договоров от 18.05.2015 N СД19090100227 и от 19.07.2016 N СД2008030322 осуществляет Общество.
В ходе осмотра выявлено и отражено в протоколе от 10.02.2022 N 08/22/19 с приложением материалов фотофиксации, что не произведена очистка подходов к парадным и тротуаров от снега и наледи, крылец от снега и наледи до твердого покрытия.
По данному факту нарушения Обществом лицензионных требований в связи с несоблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Инспекция составила в отношении него протокол от 25.02.2022 N 08/22/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а постановлением от 24.03.2022 N 672/22 привлекла лицензиата к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, не усмотрел каких-либо процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, но при этом счел возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить штраф до 125 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение).
Как предусмотрено пунктом 3 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионными требованиями является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией (пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), а постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170).
В силу пункта 24 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания придомовой территории, отнесены сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова).
Как предусмотрено Правилами N 170, наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи (пункт 3.2.13); участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3.6.21); снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункт 3.6.22).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами в нарушение Минимального перечня и Правил N 170 не произведена очистка подходов к парадным и тротуаров от снега и наледи, крылец от снега и наледи до твердого покрытия.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
То обстоятельство, что в отношении Общества вынесено три постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае также не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку постановление от 17.02.2022 N 588/22 вынесено до составления Инспекцией протокола об административном правонарушении по настоящему делу, а постановление от 17.03.2022 N 587/22 признано незаконным в рамках дела N А56-36282/2022.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А56-40020/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой-СПб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
То обстоятельство, что в отношении Общества вынесено три постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае также не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку постановление от 17.02.2022 N 588/22 вынесено до составления Инспекцией протокола об административном правонарушении по настоящему делу, а постановление от 17.03.2022 N 587/22 признано незаконным в рамках дела N А56-36282/2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-2376/23 по делу N А56-40020/2022