25 апреля 2023 г. |
Дело N А05-5115/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" Иньковой О.А. (доверенность от 15.08.2022), от Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е. (доверенность от 06.02.2023),
рассмотрев 25.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А05-5115/2022,
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" (165340, Архангельская обл., г. Котлас, р.п. Вычегодский, ул. Ленина, д. 17; ОГРН 1042901304390; ИНН 2904014314; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства здравоохранения Архангельской области (163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49; ОГРН 1022900547207; ИНН 2901070303; далее - Министерство) о взыскании 2 730 900 руб. убытков в виде понесенных затрат по оплате услуг общества с ограниченной ответственностью "Центр лабораторной диагностики" по договору от 24.04.2020 N ЦЛД-22/01/2020 на проведение лабораторных исследований в рамках оказания медицинской помощи в период с 09.04.2021 по 30.11.2021.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2022 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требований обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы жалобы, представитель Министерства просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение в период с 09.04.2021 по 30.11.2021 не было маршрутизировано в государственных медицинских организаций Архангельской области, на базе которых выполняются лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в связи с чем им ввиду отсутствия полномочий на проведение исследований на COVID-19 с применением МАНК (методом ПЦР) заключен договор от 24.04.2020 N ЦЛД-22/01/2020 с ООО "Центр лабораторной диагностики" оказания платных медицинских услуг по проведению лабораторных исследований биологического материала работников заказчика по определению РНК коронавируса COVID-19 (SARS- Cov-2) методом ПЦР.
Во исполнение договора полученный в результате забора мазка биологический материал передавался Учреждением в ООО "Центр лабораторной диагностики", стоимость оплаченных им услуг за указанный период составила 2 730 900 руб.
Распоряжением Министерства от 29.11.2021 N 649-рд Учреждение включено в перечень медицинских организаций Архангельской области, прикрепленных к государственным медицинским организациям Архангельской области, на базе которых выполняются соответствующие лабораторные исследования.
Учреждение, сославшись на то, что медицинские услуги по проведению лабораторной диагностики методом ПЦР на COVID-19 входят в программу ОМС и оказаны им в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 N 911-пп (далее - Территориальная программа), тогда как Министерством в нарушение Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденного решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области N 6 к протоколу N 13 от 29.12.2020 (далее - Тарифное соглашение) для истца до 30.11.2021 не был установлен порядок направления на диагностические (лабораторные) исследования, в связи с чем им понесены убытки в размере 2 730 900 руб., связанные с оплатой услуг ООО "Центр лабораторной диагностики", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вреда необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истцом вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличия совокупности указанных условий.
При этом суды исходили из того, что согласно пункту 5 Территориальной программы при оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной, лечащий врач определяет показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий для пациента с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Лабораторные, диагностические и инструментальные исследования проводятся пациенту при наличии медицинских показаний по направлению лечащего врача по месту оказания первичной, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи, в сроки, установленные Территориальной программой.
При наличии медицинских показаний и в случае невозможности проведения лабораторных, диагностических и инструментальных исследований в медицинской организации по месту оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной, администрация медицинской организации обязана организовать проведение лабораторных, диагностических и инструментальных исследований пациенту бесплатно в соответствии с Территориальной программой в медицинских организациях, оказывающих данные услуги (абзац тридцатый).
Как предусмотрено пунктом 5 Территориальной программы, лабораторные, диагностические и инструментальные исследования (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковые исследования сердечно сосудистой системы, эндоскопические диагностические исследования, патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетические исследования с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) проводятся пациенту при наличии медицинских показаний по направлению лечащего врача, оформленному в единой форме, и с регистрацией выданного направления в листе ожидания в информационной системе "Портал госпитализации Архангельской области" (сервис управления очередями).
Порядок направления на такие исследования устанавливается нормативным правовым актом Министерства.
Указанный порядок утвержден постановлением Министерства от 31.03.2020 N 03-пз и установлен только в отношении указанных видов исследований (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковые исследования сердечно сосудистой системы, эндоскопические диагностические исследования, патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетические исследования с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии).
Обязанности Министерства в отношении лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) Территориальной программой не установлены.
При этом, как указано судами, распоряжение Министерства от 24.04.2020 N 250-рд "О проведении лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в государственных медицинских организациях Архангельской области", определявшее перечень медицинских организаций Архангельской области, прикрепленных к государственным медицинским организациям, на базе которых выполняются соответствующие лабораторные исследования, не является нормативным правовым актом, на который имеется ссылка в Приложении N 10 к Тарифному соглашению, устанавливающему порядок оплаты медицинских услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В силу пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при превышении в отчетном месяце объема средств, направленных в медицинскую организацию в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой выставленных медицинской организацией счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в последующие месяцы размер заявки на авансирование медицинской помощи уменьшается на сумму средств указанного превышения.
В случае превышения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии, медицинская организация обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из недоказанности противоправности действий (бездействия) Министерства, наличия причинно-следственной связи между ними и возникшими у Учреждения расходами в сумме 2 730 900 руб., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А05-5115/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу частного учреждения здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В силу пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при превышении в отчетном месяце объема средств, направленных в медицинскую организацию в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой выставленных медицинской организацией счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в последующие месяцы размер заявки на авансирование медицинской помощи уменьшается на сумму средств указанного превышения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-1158/23 по делу N А05-5115/2022