25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-62735/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Тарханова В.И. (доверенность от 10.10.2022), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Дрыгиной В.Ю. (доверенность от 09.01.2022),
рассмотрев 25.04.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-62735/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191095, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а в случае недостаточности денежных средств у названного лица - в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д.19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 53 993 руб. 59 коп. задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ за период с 01.08.2021 по 31.12.2021, 3605 руб. неустойки, начисленной по состоянию на 31.03.2022, с последующим ее начислением по дату фактического исполнения основного обязательства, на основании частей 6.2 статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Управление).
Решением от 02.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.11.2022 и постановление апелляционного суда от 13.02.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку обязательства по обеспечению коммунальными ресурсами объектов, подведомственных Министерству, возложены на Управление. Суды не учли, что между истцом и Управлением заключены и действуют контракт холодного водоснабжения N 31-118320-Б-ВС и контракт на водоотведение N 31-118321-Б-ВС. Истец выставлял за спорный период счета в адрес Управления, которое их оплачивало. Истец не представил документы, подтверждающие факт оказания услуг, и их объем. Составленные в одностороннем порядке счета-фактуры в отсутствие первичных документов, не могут служить таким доказательством. Спорное здание находится в аварийном состоянии, не используется, доступ к нему закрыт, истец услуги не оказывает. Суды необоснованно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности, поскольку Предприятие не доказало невозможность удовлетворения спорного требования за счет Учреждения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.11.2022 и постановление апелляционного суда от 13.02.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку обязательства по обеспечению ресурсами объектов, подведомственных Министерству, возложены на Управление. Истец не представил документы, подтверждающие факт оказания услуг и их объем. Документы, составленные истцом в одностороннем порядке, не могут служить надлежащим доказательством, подтверждающим объем оказанных услуг.
В отзыве на кассационные жалобы Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Учреждения и Министерства поддержали доводы, приведенные в кассационных жалобах.
Предприятие и Управление извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и федеральное государственное учреждение "Санкт-Петербургская квартирно-эксплуатационная часть района" (правопредшественник Учреждения; абонент) 29.04.2010 заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 12-75042/10-ОВ (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось оказывать услуги по подаче питьевой воды и отводу сточных вод и загрязняющих веществ, а абонент обязался своевременно оплачивать оказанные услуги.
Объектом, в отношении которого осуществляется водоснабжение и водоотведение, является станция переливания крови, расположенная по адресу: Кирочная ул., д. 55, лит. А (приложение N 1 к Договору).
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" Загородная квартирно-эксплуатационная часть реорганизована путем присоединения к Учреждению.
Порядок расчетов установлен в разделе 5 Договора.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора расчеты абонента с Предприятием по объектам, не относящимся к жилищному фонду и указанным в приложении N 1 к названному Договору, за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм в порядке акцепта плательщиком. Расчетный период по Договору принимается равным одному календарному месяцу. Расчеты производятся один раз в месяц по окончании расчетного периода по показаниям средств измерений, передаваемым абонентом в срок, установленный пунктом 3.2.7 названного Договора. Расчеты за принятые сточные воды от поверхностного (дождевого, талого и инфильтрационного) стока производятся по окончании расчетного месяца.
Во исполнение Договора в период с 01.08.2021 по 31.12.2021 Предприятие оказало Учреждению услуги водоснабжения и водоотведения, которые последнее не оплатило.
В рамках досудебного урегулирования спора Предприятие направило в адрес Учреждения претензию от 25.04.2022 N 360-04-02-30634/22 с требованием оплатить сумму задолженности. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в спорный период, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что во исполнение Договора в период с 01.08.2021 по 31.12.2021 истец оказал в отношении объекта Учреждения услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе услуги по приему сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, задолженность по оплате стоимости которых составила 53 993 руб. 59 коп.
В подтверждение факта оказания в спорный период услуг по водоснабжению и водоотведению Предприятие представило расчет, счета с расшифровками к ним, в которых указаны объемы оказанных услуг и их стоимость. Указанные документы были направлены Учреждению, разногласий по ним Предприятие не получало. Доказательств, подтверждающих оказание услуг в меньшем объеме, как и доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в названных документах, Учреждение не представило.
Доказательства оплаты стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных в спорный период, Учреждение не представило.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонил довод Учреждения о том, что он не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность нести расходы на содержание спорного объекта лежит на Управлении.
Суды правомерно исходили из того, что обязанность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения по спорному объекту возлагается на Учреждение в силу Договора, заключенного Предприятием и Учреждением, стороной которого Управление не является. Доказательства расторжения Договора, равно как и доказательства того, что в него внесены изменения относительно состава объектов водоснабжения и водоотведения в связи с передачей этих объектов либо их части иным лицам, в дело не представлены.
Суды обоснованно отклонили довод Управления том, что в отношении спорного объекта между Управлением и истцом заключены контракт холодного водоснабжения N 31-118320-Б-ВС и контракт на водоотведение N 31-118321-Б-ВС, установив, что спорный объект в них не включен.
Управление также не представило документы, подтверждающие, что оно оплатило истцу стоимость услуг, оказанных в отношении в спорного объекта в спорный период.
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что именно Учреждение является лицом, обязанным оплатить услуги, оказанные Предприятием в спорный период в отношении объекта Учреждения.
Апелляционный суд правомерно не принял в качестве доказательства отсутствия потребления питьевой воды и приема сточных вод в спорный период письмо начальника федерального государственного казенного учреждения "442 ВКГ" Министерства от 02.12.2020 N 3658, в котором говорится о том, что здание станции переливания крови, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 55, лит. А, с 2016 года находится в аварийном состоянии и фактически не используется.
Апелляционный суд установил, что в письме также указано, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.04.2019 утвержден план перспективного развития федерального государственного казенного учреждения "442 ВКГ" Министерства на 2019-2025 годы, которым предусмотрено проведение реконструкции здания станции переливания крови по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 55, лит. А.
Апелляционный суд сделал вывод, что указанное письмо не доказывает отсутствие потребления питьевой воды и приема сточных вод по Договору в период с 01.08.2021 по 31.12.2021.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Министерства на письмо Управления от 13.04.2023, которое ранее в материалы дела не представлялось и которое, по мнению Министерства, подтверждает факт невозможности оказания истцом услуг водоснабжения и водоотведения в отношении спорного объекта. В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" новые и (или) дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Установив, что Учреждение своевременно не оплатило оказанные по Договору услуги, и руководствуясь частями 6.2 статей 13 и 14 и частью 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, суды признали обоснованным требование Предприятия о взыскании с ответчика 3605 руб. неустойки, начисленной по состоянию на 31.03.2022, с дальнейшим ее начислением до дня фактического исполнения обязательства, за исключением периода действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Довод о том, что суды необоснованно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности, поскольку Предприятие не доказало невозможность удовлетворения спорного требования за счет Учреждения, был предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил надлежащую правовую оценку и правомерно отклонен судами.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-62735/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция отклоняет ссылку Министерства на письмо Управления от 13.04.2023, которое ранее в материалы дела не представлялось и которое, по мнению Министерства, подтверждает факт невозможности оказания истцом услуг водоснабжения и водоотведения в отношении спорного объекта. В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" новые и (или) дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Установив, что Учреждение своевременно не оплатило оказанные по Договору услуги, и руководствуясь частями 6.2 статей 13 и 14 и частью 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, суды признали обоснованным требование Предприятия о взыскании с ответчика 3605 руб. неустойки, начисленной по состоянию на 31.03.2022, с дальнейшим ее начислением до дня фактического исполнения обязательства, за исключением периода действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-4899/23 по делу N А56-62735/2022