06 мая 2023 г. |
Дело N А56-4485/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Филиппова А.Е.,
при участии от акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" Алексеевой Ю.С. (доверенность от 10.12.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Лэндкей" Лаптева А.В. (доверенность от 25.01.2021), от садового некоммерческого товарищества "Горки" Синявского Р.Д. (доверенность от 08.04.2021),
рассмотрев 03.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А56- 4485/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" адрес: 188507, Ленинградская обл., Ломоносовский м.р-н, г.п. Аннинское, г.п. Новоселье, Реки Кикенки наб., зд. 3, ОГРН 1024702184715, ИНН 4700000109 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Веревское с.п., дер. Малое Верево, ул. Кутышева, д. 3, пом. 2-Н, ОГРН 1064705000645, ИНН 4705031140 (далее - Администрация), о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792 на его части площадью 63,2 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624, Даллакян Артур Сержевич и общество с ограниченной ответственностью "Лэндкей", адрес: 199178, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 29, лит. И, оф. 702, ОГРН 1117847238651, ИНН 7813503797 (далее - Компания), садовое некоммерческое товарищество "Горки", адрес: 188353, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, дер. Горки (Веревское с/п), ул. Строителей, д. 5, ОГРН 1094705003986, ИНН 4705047767 (далее - СНТ "Горки").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы считает, что Администрация отказала в установлении публичного сервитута по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а суды, признавая этот отказ правомерным, указали иные основания, не приведенные Администрации в соответствующем решении, оформленном письмом от 26.11.2021 N 2179.
По мнению Общества, суды неверно истолковали положения главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации относительно условий установления публичного сервитута и необоснованно сослались на общие положения гражданского законодательства о сервитуте.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация направила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя, в котором также просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Компании и СНТ "Горки" возражали против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Даллакян А.С. обратился в Общество с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) принадлежащего ему объекта недвижимости к сетям газораспределения.
На основании этой заявки Общество и Даллакян А.С. заключили договор от 18.02.2021 N 498-0105-21 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
По условиям названного договора Общество приняло на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, принадлежащего Даллакяну А.С., расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи дер. Горки, Солнечный пер., уч. 2 (кадастровый номер земельного участка 47:23:0259004:160).
В пункте 5.9 договора от 18.02.2021 указано, что Общество обязано выполнять условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц, при возможности оформления им (исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения.
В технических условиях, являющихся приложением N 1 к договору от 18.02.2021, определена точка присоединения - подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления, диаметром 63x5,8 мм, расположенный по адресу: д. Горки, Солнечный пер. В этих же технических условиях указано, что этот газопровод находится в ведении Администрации.
Как указало Общество, по итогам проведенных им работ по определению возможных путей прокладки газопровода для подключения объекта Даллакяна А.С. к сети газораспределения, выявлена необходимость использования в этих целях земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) собственником земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792 является Компания.
Общество 27.10.2021 обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792 на площади 63,2 кв.м в целях реализации проекта строительства наружного газопровода до границ земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:160.
В обоснование данного ходатайства Общество указало, что строительство газопровода обусловлено необходимостью газификации объекта, принадлежащего Даллакяну А.С.
Письмом от 26.11.2021 Администрация уведомила Общество о принятии решении об отказе в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792, указав на то, что размещением газопровода, в связи со строительством которого испрашивается публичный сервитут, а также проведением работ по прокладке указанного газопровода по территории СНТ "Горки" (в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0259004:792) будут ограничены или нарушены законные права правообладателей иных земельных участков расположенных на территории СНТ "Горки", что установление публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259004:792 нецелесообразно, а также указав на наличие иной точки подключения к сетям газоснабжения на расстоянии 0,5 метра от земельного участка Даллакяна А.С.
Полагая отказ в установлении публичного сервитута неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности оснований для признания оспариваемого решения Администрации незаконным и отказали в удовлетворении требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Цели, для которых может устанавливаться публичный сервитут, определены пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ, в числе которых, указано, в частности, на использование земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (подпункт 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1) статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 этого Кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (пункт 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 ЗК РФ (пункт 2). Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Кодекса (пункт 3).
В статье 39.41 ЗК РФ предусмотрены требования к форме и содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута, а также к документам, прилагаемым к названному ходатайству. К числу обязательных требований, предъявляемых к ходатайству об установлении публичного сервитута, отнесено обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1).
Основания для отказа в установлении публичного сервитута определены статьей 39.44 ЗК РФ, к которым в числе прочего относится несоблюдение условий установления публичного сервитута, предусмотренных статьями 23 и 39.39 Кодекса.
Как установили суды, объект недвижимость, необходимость газификации которого указана Обществом в обоснование ходатайства об установлении сервитута, расположен на территории СНТ "Горки", по которой проложен распределительный газопровод среднего давления "Газоснабжение природным газом СНТ "Горки" по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Горки, поле 83, 84" с отводами на земельные участки, в том числе на земельный участок, принадлежащих Даллакяну А.С.
Согласно сведениям ЕГРН на указанный газопровод зарегистрировано права собственности СНТ "Горки". Как указало СНТ "Горки" это сооружение является имуществом общего пользования садоводства.
Доказательства, опровергающие возможность газоснабжения объекта, принадлежащего Даллакяну А.С. и расположенного в пределах территории СНТ "Горки", через распределительный газопровод среднего давления "Газоснабжение природным газом СНТ "Горки", не представлены. На обстоятельства, свидетельствующие о наличии препятствий для осуществления такового, лица, участвующие в деле, не ссылались.
Земельный участок с кадастровым номером 47:23:0259004:792, в отношении которого испрашивается установление публичного сервитута, также находится на территории садоводства.
Применительно к указанным установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, связанным с обеспечением газоснабжения территории СНТ "Горки", суды пришли к верному выводу об отсутствии в данном случае достаточных оснований считать, что испрашиваемый Обществом публичный сервитут направлен на обеспечение предусмотренных статьей 23 ЗК РФ целей и обусловлен необходимостью газоснабжения населения, а также об отсутствии в рассматриваемой ситуации объективной необходимости для установления публичного сервитута в целях строительства еще одной сети газораспределения на территории СНТ, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о незаконности принятых по делу судебных актов со ссылкой на то, что основания для отказа в установлении публичного сервитута, из которых исходили суды, не были указаны Администрацией в письме от 26.11.2021, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку само по себе неуказание Администрацией ссылок на нормы Земельного Кодекса Российской Федерации о неправомерности его решения по существу ходатайства о установлении публичного сервитута не свидетельствует.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, способных повлиять на правильность принятых судами судебных актов, либо влекущих их безусловную отмену, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А56-4485/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к указанным установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, связанным с обеспечением газоснабжения территории СНТ "Горки", суды пришли к верному выводу об отсутствии в данном случае достаточных оснований считать, что испрашиваемый Обществом публичный сервитут направлен на обеспечение предусмотренных статьей 23 ЗК РФ целей и обусловлен необходимостью газоснабжения населения, а также об отсутствии в рассматриваемой ситуации объективной необходимости для установления публичного сервитута в целях строительства еще одной сети газораспределения на территории СНТ, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о незаконности принятых по делу судебных актов со ссылкой на то, что основания для отказа в установлении публичного сервитута, из которых исходили суды, не были указаны Администрацией в письме от 26.11.2021, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку само по себе неуказание Администрацией ссылок на нормы Земельного Кодекса Российской Федерации о неправомерности его решения по существу ходатайства о установлении публичного сервитута не свидетельствует."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2023 г. N Ф07-4233/23 по делу N А56-4485/2022