15 мая 2023 г. |
Дело N А56-68307/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., Баженовой Ю.С. и Малышевой Н.Н.,
при участии от акционерного общества "Первая Башенная Компания" Рухленко В.С. (доверенность от 21.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по делу N А56-68307/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Башенная Компания", адрес: 107078, Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, эт. 4, пом. 4/III, комн. 1, ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076, (далее - Комитет), о признании решения Комитета от 31.05.2022 N 05-26-19357/22-0-0 об отказе в заключении договора на размещение объекта; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем заключения договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 2,25 кв.м, в кадастровом квартале 78:34:0004307 (ориентир: рядом с адресом: Санкт-Петербург, Граничная ул., д. 1, к. 2), согласно заявлению Общества от 25.04.2022 исх. N 47, в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 14.09.2022 и постановление от 16.01.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, решение Комитета об отказе Обществу в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку размещение такого объекта на испрашиваемом Обществом земельном участке нарушит режим использования территории зеленых насаждений, ухудшит условия его использования и содержания, повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории, окажет очевидное негативное воздействие на территории зеленых насаждений в виде их повреждения (нарушение и уничтожение почвенного покрова/газона), нарушит возможность использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, поскольку единственной возможной целью использования участка после размещения на нем антенно-мачтового сооружения будет эксплуатация такого сооружения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлением о заключении договора на размещение объекта: антенно-мачтового сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 2,25 кв.м, в кадастровом квартале 78:34:0004307 (ориентир: рядом с адресом: Санкт-Петербург, Граничная ул., д. 1, к. 2, сроком на 3 года.
По результатам рассмотрения данного заявления Комитет принял решение, оформленное письмом от 31.05.2022 N 05-26-19357/22-0-0, об отказе в размещении объекта на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118), сославшись на то, что испрашиваемый участок представлен территорией с зелеными насаждениями (газон с посадками деревьев), и что использование земельного участка в заявленных целях влечет повреждение зеленых насаждений на рассматриваемой территории.
Полагая, что оснований для отказа в заключении договора на размещение сооружения связи у Комитета не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции посчитал, что Комитет не подтвердил наличие оснований для отказа в заключении с Обществом договора на размещение сооружения связи, признал требования заявителя обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 перечня).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118 от 08.11.2019.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 от 08.11.2019, уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, испрашиваемый участок расположен в границах территории зеленых насаждений.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 396-88).
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 территории зеленых насаждений подразделяются на следующие виды: территории зеленых насаждений общего пользования; территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции; территории зеленых насаждений ограниченного пользования; территории защитных лесов; территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Пунктами 2 и 3 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что названными положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, на территории зеленых насаждений, а доказательств в подтверждение того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории на указанных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил, правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные требования.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ и в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 14.09.2022 и постановления от 16.01.2023 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по делу N А56-68307/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по делу N А56-68307/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2023.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 перечня).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
...
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ и в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 14.09.2022 и постановления от 16.01.2023 подлежит отмене."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2023 г. N Ф07-5226/23 по делу N А56-68307/2022