17 мая 2023 г. |
Дело N А26-3224/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 15.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А26-3224/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия", адрес: 185012, Республика Карелия, город Петрозаводск, район птицефабрика, ОГРН 1021000516558, ИНН 1001041033 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал", адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя, дом 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - Общество), о признании (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований) недействительными результатов лабораторных исследований воды и расчета размера платы за сброс сточных вод и негативное воздействие на работу системы водоотведения на 2 209 051 руб. 36 коп.
Определением суда от 23.05.2022 к производству принят встречный иск Общества о взыскании с Учреждения с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ исковых требований 3 543 871 руб. 76 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года, 481 636 руб. 53 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за январь 2022 года, 34 583 руб. 71 коп. неустойки за период с 11.03.2022 по 31.03.2022, неустойки, начисленной по дату уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022, в удовлетворении первоначального иска отказано; с Учреждения в пользу Общества взысканы 3 543 871 руб. 76 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года, 481 636 руб. 53 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за январь 2022 года, 34 583 руб. 71 коп. неустойки, а также неустойка, начисленная по дату уплаты долга, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497); в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, считая, что обжалуемые судебные акты необоснованны, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: из протокола результатов лабораторных испытаний от 09.03.2022 N 326.22.01(В) следует, что проба 950/1/22 (объект исследования - питьевая вода) не соответствует требованиям нормативного документа по показателю "железо" и поступающая Учреждению вода не соответствует установленным требованиям; Обществом не подтвержден факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах Учреждения, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения; по мнению Учреждения, поведение Общества является недобросовестным по отношению к Учреждению.
До судебного заседания в кассационный суд от Общества поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество (организация ВКХ) и Учреждение (заказчик) заключили государственный контракт от 26.01.2022 N 100-3-11-00420-01 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Контракт), по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, осуществлять прием сточных вод и загрязняющих веществ исполнителя от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку очистку и сброс в водный объект, а исполнитель обязался оплачивать холодную воду установленного качества, соблюдать режим водоснабжения и водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в порядке и размере, предусмотренные Контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Местом исполнения обязательств по Контракту являются водопроводные и канализационные колодцы (иные точки), указанные в приложении N 1 (пункт 1.3 Контракта).
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2022 (пункт 1.4 Контракта).
В соответствии с пунктом 7.2 Контракта сведения о местах отбора проб воды, сточных вод определены в приложении N 2 к Контракту.
Согласно приложению N 2 к Контракту местом отбора проб является канализационный колодец (далее - КК) - 193 Птицефабрика.
Порядок контроля за соблюдением заказчиком показателей декларации, нормативов по объему сточных вод, нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, установлен в разделе 8 Контракта, а порядок оплаты - в разделе 2.
В соответствии с пунктом 3.2.5 Контракта организация ВКХ вправе взимать с заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 3.3.6 Контракта заказчик обязан производить оплату по Контракту в порядке, сроки и размере, определенные Контрактом, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
18.01.2022 Общество в КК-193 произвело отбор проб сточных вод, отводимых Учреждением, о чем составлен акт N 17 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения (далее - акт N 17). В результате проведенных лабораторных исследований выявлено превышение допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлен протокол измерений от 01.02.2022 N 14к-22.
На основании полученных результатов Общество, рассчитав плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за январь 2022 года, выставило Учреждению к оплате соответственно счета-фактуры от 09.02.2022 N 125/2267 на 1 771 935 руб. 88 коп. и от 08.02.2022 N 122/579 на 437 115 руб. 48 коп.
Впоследствии с письмом от 31.03.2022 Общество передало Учреждению корректировочный счет-фактуру от 29.03.2022 N 122/1451 об оплате 481 636 руб. 53 коп. за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов
Не согласившись с предъявленными требованиями об оплате, Учреждение обратилось в суд с иском, уточнив который просило признать недействительными результаты лабораторных исследований воды и расчет размера платы за сброс сточных вод и негативное воздействие на работу системы водоотведения на 2 209 051 руб. 36 коп.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции к производству принят встречный иск Общества о взыскании с Учреждения 3 543 871 руб. 76 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года, 481 636 руб. 53 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за январь 2022 года, 34 583 руб. 71 коп. неустойки за период с 11.03.2022 по 31.03.2022, неустойки, начисленной по дату фактической уплаты долга.
Суд первой инстанции установил, что на основании пунктов 123(2), 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Общество при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года применило двойной коэффициент, отбор проб сточных вод Учреждения произведен Обществом надлежащим образом, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения первоначального иска; удовлетворил встречный иск в части, отказав в удовлетворении требования о взыскании неустойки за период действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Правила N 644 регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод.
На основании пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные этими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с этими Правилами.
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил N 644.
Пунктом 114 Правил N 644 установлено, что организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений (для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам), при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 этих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены этими Правилами.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) этих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) этих Правил, при наличии условий, указанных в этом пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения приведен в приложении N 5 к Правилам N 644.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции указало и в кассационной жалобе не опровергло, что среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объекта Учреждения составляет более 30 куб.м в сутки суммарно по всем выпускам.
Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
В силу пункта 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов, указанных в абзаце первом пункта 124 названных Правил, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, дополнительно применяется коэффициент 2 (до начала календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором декларация была принята для осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение).
Доказательств подачи Учреждением Обществу декларации в отношении сточных вод, сбрасываемых с объекта по Договору, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Общество при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2022 года правомерно применило двойной коэффициент.
В соответствии с пунктом 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля не может быть по общему правилу чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Согласно пункту 10 Правил N 728 на абонентов возлагается обязанность по: а) обеспечению возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами N 728, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с Правилами N 728 не осуществляется); б) содержанию контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб; в) обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев); г) обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования; д) обеспечению присутствия представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 этих Правил).
Визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в присутствии представителя абонента, за исключением случая его неявки к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод и случая, если предварительное уведомление абонента в соответствии с этим Правилами не осуществляется (пункт 12 Правил N 728).
Визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (пункт 15 Правил N 728).
Согласно пункту 33 Правил N 728 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод.
Из акта N 17 следует, что отбор проб сточных вод произведен Обществом 18.01.2022 в предусмотренном Контрактом КК-193 в присутствии представителя Учреждения, подписавшего акт N 17 без замечаний.
Доказательств параллельного отбора Учреждением проб сточных вод в материалы дела не представлено.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 Правил N 644, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 195 Правил N 644).
Суд первой инстанции установил, что отбор проб сточных вод произведен Обществом 18.01.2022 надлежащим образом; решением Петрозаводского городского Совета от 02.12.2020 N 28/35-650 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод на территории Петрозаводского городского округа.
Доказательств нарушения Обществом процедуры отбора проб сточных вод, по результатам которой составлен акт N 17, в материалы дела не представлено.
Ссылка Учреждения на протокол результатов лабораторных испытаний от 09.03.2022 N 326.22.01(В) отклоняется кассационным судом как несостоятельная, так как отбор проб, по результатам которого составлен указанный протокол, состоялся 25.02.2022, следовательно, не является параллельным отбором проб сточных вод 18.01.2022.
Кроме этого, ответственность Общества по качеству питьевой воды предусмотрена разделом 14 Контракта и не предусматривает освобождение Учреждения от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Установив, что отбор проб сточных вод Учреждения произведен Обществом надлежащим образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения первоначального иска и удовлетворил встречный иск в части взыскания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За период с 11.03.2022 по 31.03.2022 Общество начислило 34 583 руб. 71 коп. неустойки. Кроме этого, Общество просило взыскать неустойку, начисленную по дату уплаты долга.
Суд первой инстанции, признав верным представленный Обществом расчет неустойки, удовлетворил иск в указанной части.
Требование о взыскании неустойки, начисленной по дату исполнения основного обязательства, заявлено на основании пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которому по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании неустойки, начисленной по дату уплаты долга, указав на исключение периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Злоупотребления правом со стороны ответчика судами в рассматриваемом случае правомерно не установлено.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А26-3224/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о взыскании неустойки, начисленной по дату исполнения основного обязательства, заявлено на основании пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которому по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А26-3224/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2023 г. N Ф07-348/23 по делу N А26-3224/2022