16 мая 2023 г. |
Дело N А21-5046/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
от Калининградской областной таможни Симоновой В. Л. (доверенность от 19.12.2022 N 77),
рассмотрев 16.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальская Медицинская Компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-5046/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская Медицинская Компания", адрес: 236010, г. Калининград, пр-кт Мира, д. 136, лит. Г, кабинет 432, ОГРН 1127847492123, ИНН 7801584505 (предыдущее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Британская Медицинская Компания"; далее - Общество, ООО "БМК"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Калининградской областной таможни, адрес: 236016, г. Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня, таможенный орган), от 08.02.2022 N 05-43/4 об отказе в удовлетворении жалобы Общества на требование таможенного органа от 09.10.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10012020/061021/0121162.
Решением от 17.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 17.08.2022 и постановление от 30.01.2023 отменить, и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно отклонили требования, не учли факт отмены действия кодов ОКП, присвоение спорным товарам Сертификатами и Декларациями о соответствии новых кодов ОКПД 2, а также отнесение спорных товаров к аппарату гемодиализа.
В отзыве таможенный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения жалобы.
Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.10.2021 декларантом ООО "БМК" на Калининградский на таможенный пост (центр электронного декларирования) Таможни была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10012020/061021/0121162 на товары:
1) Важнейшее и жизненно необходимое медицинское изделие, набор магистралей: магистраль артериальная, магистраль венозная, код ОКПД2 32.50.13.190: не военного назначения; кровопроводящие магистрали для гемодиализа, модель A363R-V849R, производитель NIPRO (THAILAND) CORPORATION LIMITED, Таиланд, количество 1152 шт.
2) Важнейшее и жизненно необходимое медицинское изделие, набор магистралей: магистраль артериальная, магистраль венозная, код ОКПД2 32.50.13.190: не военного назначения; кровопроводящие магистрали для гемодиализа, модель A316R-V814R, производитель NIPRO (THAILAND) CORPORATION LIMITED, Таиланд, количество 312 шт.
В графе 33 ДТ N 10012020/061021/0121162 декларантом указан код ТН ВЭД ЕАЭС 9018905009.
В отношении вышеуказанных товаров декларантом заявлены сведения о предоставлении льготы по уплате НДС в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 145 450 руб. 12 коп.
В графе 47 ДТ "Исчисление платежей" произведено условное исчисление НДС, в элементе 4 графы 36 ДТ "Преференции" указан буквенный код "ХТ".
В графе 44 ДТ "Дополнительная информация/предоставленные документы" под кодом "07011" в отношении НДС указаны ссылки на подпункт 2 статьи 150 НК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
В подтверждение обоснованности применения заявленной льготы по уплате НДС при таможенном декларировании товаров Обществом под кодом "07012" в ДТ заявлено и представлено регистрационное удостоверение N ФСЗ 2007/00720 от 03.12.2007 на медицинское изделие: кровопроводящие магистрали для гемодиализа, производитель Nipro Corporation (Япония), место производства: Nipro (Thailand) Corporation Limited (Тайланд).
Под кодом "01408" в ДТ заявлены сведения о декларации о соответствии РОСС RU Д-JР.МП18.В.03709/20 от 20.11.2020.
Под кодом "09023" в ДТ заявлены сведения о сертификате соответствия РОСС JР.HB61.H19686 от 10.02.2021.
Поскольку код ОКП ОК 005-93, указанный в регистрационном удостоверении N ФСЗ 2007/00720 от 03.12.2007, не включен в Перечень, а соответственно декларантом не выполнено условие, указанное в примечании 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, таможенным постом в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) выставлено декларанту требование от 09.10.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10012020/061021/0121162, до выпуска товара, согласно которому надлежало внести изменения в сведения, заявленные в ДТ, по товарам NN 1, 2 в графы 36, 44, 47 и В.
Требование от 09.10.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/061021/0121162 декларантом было исполнено, в связи с чем 09.10.2021 таможенным постом принято решение о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
ООО "БМК" в Таможню была подана жалоба на требование от 09.10.2021 таможенного поста о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/061021/0121162.
По результатам рассмотрения жалобы Общества Таможней принято решение от 08.02.2022 N 05-43/4, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку декларант не подтвердил правомерность применения льготы по налогу в отношении ввезенного товара.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
При этом в отношении медицинских изделий указанные положения применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень предполагает перечисление кодов видов товаров, в отношении которых допустимо применение освобождению от уплаты НДС, со ссылками на утвержденные коды по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 и коды ТН ВЭД.
При этом в соответствии с Примечанием 1 к Перечню (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1404, действовавшей на момент ввоза товара по спорной ДТ) для целей применения раздела 1 Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005- 93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, условиями применения предусмотренного подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых товаров являются следующие:
- товар, являющийся медицинским изделием, зарегистрирован в установленном порядке, подтверждением чего является регистрационное удостоверение,
- заявленный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС содержится в Перечне, утвержденном Постановлением N 1042, с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014. При этом, для возможности освобождения ввозимых товаров от уплаты НДС существенным является совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня.
В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В соответствии со сноской "******" к Перечню (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054) код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Следовательно, исходя из Примечания 1 и сноски "*" к Перечню для получения льготы по уплате НДС в отношении ввозимых медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код ОКП, декларанту необходимо представить таможенному органу регистрационное удостоверение, содержащее код ОКП, при условии совпадения кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня.
В пункте 14 Перечня указано наименование медицинского изделия и ссылка на соответствующий код ОКП, а именно: "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие)".
Данному пункту Перечня соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 9018.
Как следует из материалов дела, в графе 33 ДТ N 10012020/061021/0121162 декларантом указан код 9018 90 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, выданном на медицинское изделие "кровопроводящие магистрали для гемодиализа", представленном Обществом при декларировании, в отношении ввезенного товара указан код ОКП 93 9800.
Заявленный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС (9018 90 500 9) включен в пункт 14 раздела I Перечня, при этом данному коду соответствует код ОКП 94 4400.
Указание на код ОКП 93 9800 в пункте 14 Перечня отсутствует.
Таким образом, ввиду несоответствия кода ОКП, указанного в регистрационном удостоверении медицинского изделия от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, коду ОКП, содержащемуся в Перечне, таможенным органом и судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Обществом не соблюдены установленные в Примечании 1 к Перечню условия для освобождения ввозимых медицинских изделий от уплаты НДС.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения от уплаты НДС в отношении спорного товара, задекларированного Обществом по ДТ N 10012020/061021/0121162.
Отмена с 01.01.2017 кодов ОКП и введение в действие кодов ОКПД2 на рассматриваемые правоотношения никак не повлияло, поскольку код ОКП 93 9800 изначально не был льготным.
Ссылка Общества на упразднение кодов ОКП является несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не означает прекращения их использования, в частности, в целях проверки включения медицинского изделия в Перечень.
Судом первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы Общества о том, что спорному товару на основании сертификата соответствия N РОСС JP.НВ61.Н19684 и декларации о соответствии NРОСС RU Д-JP.МП18.В.03709/20 присвоен код ОКПД2, который должен учитываться таможенным органом при предоставлении преференций.
Ввезенные медицинские изделия зарегистрированы до 01.01.2017 и, соответственно, в рассматриваемой ситуации подлежит учету код по ОКП ОК 005-93, содержащийся в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, что прямо следует из сноски "*" к Перечню.
Сам по себе код ОКПД2, содержащийся в иных документах (сертификате соответствия N РОСС JP.НВ61.Н19684 и декларации о соответствии NРОСС RU Д-JP.МП18.В.03709/20), не является основанием для применения льготы по НДС.
Кроме того, как правомерно отметили суды, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии и сертификат соответствия представляют собой документы, удостоверяющие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Указанные документы не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
Более того, пункт 14 раздела I Перечня "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма код ОКП 94 4400", отнесенные к товарной группе 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, не содержит ссылки на код ОКПД2 32.50.13.190 для целей освобождения от обложения НДС.
Вопреки утверждениям Общества, соответствие задекларированных по ДТ N 10012020/061021/0121162 товаров коду ОКП 94 4400 не подтверждено, поскольку регистрационное удостоверение от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720 содержит код ОКП 93 9800.
Как правильно отметил апелляционный суд, отнесение товара к принадлежности аппарата искусственной почки, которому соответствует код ОКП 94 4400, правового значения не имеет и не свидетельствует о распространении на ввезенный Обществом по спорной ДТ товар кода ОКП 94 4400 ввиду того, что кровопроводящие магистрали зарегистрированы в качестве самостоятельного медицинского изделия и регистрационным удостоверением от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720 данному товару присвоен код ОКП 93 9800, который не является льготным.
Регистрационное удостоверение от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, содержащее указание на код ОКП 93 9800, выдано Росздравнадзором с учетом назначения медицинского изделия на основании статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
Произвольное изменение по желанию декларанта кода ОКП, указанного в регистрационном удостоверении, на другой код ОКП, предусмотренный Перечнем, с целью получения налоговых льгот, равно как и установление такого кода неуполномоченным органом, не соответствует закону.
Как правильно указал апелляционный суд, в случае несогласия с указанием кода ОКП 93 9800 в регистрационном удостоверении от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, у Общества имелась возможность внесения изменений, что подтверждается положениями Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий, утвержденного Приказом Росздравнадзора от 06.05.2019 N 3371 с учетом формы заявления о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье (Приложение N 4).
При таких обстоятельствах таможенный орган обоснованно отказал в предоставлении Обществу заявленной льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10012020/061021/0121162, в связи с несоблюдением декларантом предусмотренных подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ и Постановлением N 1042 условий для освобождения от уплаты НДС.
Аналогичная правовая позиция в отношении тех же товаров и того же регистрационного удостоверения поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2022 N 305-ЭС22-21194 по делу N А40-220487/2021.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-5046/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальская Медицинская Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.