16 мая 2023 г. |
Дело N А26-4367/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский ресурсный центр развития социальных технологий" Лучинина Р.В. (доверенность от 11.05.2023 N 15),
рассмотрев 15.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский ресурсный центр развития социальных технологий" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А26-4367/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский ресурсный центр развития социальных технологий", адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 57, лит. А, ОГРН 1021000515975, ИНН 1001039404 (далее - Центр), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене акта внеплановой выездной проверки от 10.03.2022 и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 43/3 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д. 9, ОГРН 1041000046339, ИНН 1001048399 (далее - Управление).
Решением от 06.10.2022 суд прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным оспариваемого акта проверки от 10.03.2022; признал недействительным оспариваемое N 43/3; обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением от 06.12.2022 суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого предписания и отказал Центру в удовлетворении этой части заявленных требований.
В кассационной жалобе Центр, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 16.12.2022 и оставить в силе решение от 06.10.2022, принятое по настоящему делу судом первой инстанции. Податель жалобы указывает, что капитальный ремонт здания не проводился; просит принять во внимание положения подпункта "в" пункта 8.2 Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 41-01-2003, принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.06.2003 N 115; считает, что апелляционным судом необоснованно принята во внимание декларация пожарной безопасности, поданная Центром и зарегистрированная в органе государственного пожарного надзора 08.02.2022 N 10-08-2022-000508.
Управление заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью обеспечить явку представителя. Ходатайство рассмотрено судом округа и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Петрозаводску от 16.02.2022 N 43 его сотрудниками в период с 25.02.2022 по 10.03.2022 проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - находящегося в управлении Центра здания, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 57,лит. А. Целью проверки являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 12.02.2021 N 7/1/1. Проверяющие провели осмотр помещений зданий и опрос сотрудников Центра, а также истребовали документы.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 10.03.2022 N 43, что в нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 1 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 7.2 Свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, (далее - СП 7.13130.2013), коридор второго этажа осматриваемого здания (длиной более 15 м и без естественного проветривания) не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции.
Центру выдано предписание от 10.03.2022 N 43/3 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.12.2022.
Решениями главного государственного инспектора Республики Карелия по пожарному надзору Центру отказано в удовлетворении жалоб на акт от 10.03.2022 N 43 и предписание от 10.03.2022 N 43/3.
Не согласившись с законностью акта и предписания, Центр обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки от 10.03.2022 N 43, признал недействительным оспариваемое предписание Управления, посчитав недоказанным факт проведения Центром реконструкции либо капитального ремонта спорного объекта, обуславливающие обязательность применения пункта 7.2 СП 7.13130.2013.
Апелляционный суд отменил решение суда в части признания недействительным оспариваемого предписания, поскольку пришел к выводу об отсутствии возложения оспоренным предписанием необоснованных требований в отношении заявителя и указал на обязанность Центра обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности находящегося в его управлении здания.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", частей 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара осуществлялась эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
В силу пункта 1 части 1 статьи 42 Закона N 384-ФЗ требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями этого закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Кроме того, пунктом 1.1 СП 7.13130.2013 предусмотрена область применения: данный свод правил применяется при проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.
Положения пункта 7.2 СП 7.13130.2013 предусматривают конкретные случаи, когда установка противодымной вентиляции обязательна.
В рассматриваемом случае судами установлено, что спорное трехэтажное здание построено и введено в эксплуатацию в 1965 году. Суд первой инстанции, указав на то, что работы по капитальному ремонту спорного здания не проводились, руководствовался подпунктом "в" пункта 8.2 Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 41-01-2003, принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.06.2003 N 115. В силу названных правил, в общественных и многофункциональных зданиях высотой в 6 и более этажей обязательна установка вытяжной противодымной вентиляции в коридорах длиной более 15 м без естественного освещения.
Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установил, что при вынесении оспариваемого предписания Управление основывалось на представленных Центром документах. Так, в поданной Центром декларации пожарной безопасности, зарегистрированной в органе государственного пожарного надзора 08.02.2022 N 10-08-2022-000508, содержатся сведения о том, что капитальный ремонт спорного здания произведен в 2018 году (проектная документация на ремонт шифр: 12-Гр-АС от 2017). Согласно информации из письма Центра от 26.06.2018 N 122 в период с 03.07.2018 по 15.12.2018 года в учреждении проводились работы по реконструкции здания; среди перечисленных работ помимо прочих значились "замена систем отопления и вентиляции; установка автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; проведение комплексных архитектурно-строительных работ_"
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Частью 5 статьи 64 Закона N 123-ФЗ определено, что лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несёт ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектную декларацию на ремонт (шифр: 12-Гр-АС от 2017) в подтверждение своих доводов о том, что ремонт 2018 года не был капитальным, Центр не представлял ни Управлению, ни судам.
Применительно к рассматриваемой ситуации суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал доказанным факт капитального ремонта, произведенного в спорном здании в 2018 году, то есть на момент, когда здание полностью находилось в управлении Центра.
Аргумент Центра о том, что спорное здание соответствует всем требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент его постройки и ввода в эксплуатацию отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из анализа приведенных норм следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Закона N 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Исходя из характера предписываемых обязанностей и конкретного содержания оспоренного предписания, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что предписание соответствует нормам законодательства, выдано в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А26-4367/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский ресурсный центр развития социальных технологий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5 статьи 64 Закона N 123-ФЗ определено, что лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несёт ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Аргумент Центра о том, что спорное здание соответствует всем требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент его постройки и ввода в эксплуатацию отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из анализа приведенных норм следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Закона N 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2023 г. N Ф07-2374/23 по делу N А26-4367/2022