23 мая 2023 г. |
Дело N А56-101555/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Васильевой Е.С., Родина Ю. А.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области Рябовой Л. В. (доверенность от 09.01.2023 N 01-09/8), от Управления Федерального казначейства по Ленинградской Бахваловой Г. И. (доверенность от 20.12.2021 б/н),
рассмотрев 23.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ленинградской на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А56-101555/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области, адрес: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 20, кабинет 526, ОГРН 1034700558265, ИНН 7815000132 (далее - Фонд, ТФОМС ЛО), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д.63, к.1, ОГРН 1037821024537, ИНН 7810458024 (далее - Управление), от 09.08.2022 N 45-09-05/18-3175.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по здравоохранению Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1037869018329, ИНН 4700001180 (далее - Комитет).
Решением суда от 09.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2023 решение от 09.12.2022 отменено, оспариваемое представление признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие его выводов обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление от 22.02.2023 отменить, оставить в силе решение суда от 09.12.2022.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно отменил решение суда первой инстанции, ошибочен вывод апелляционного суда об отсутствии у Фонда обязанности по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, что у него имеется лишь обязанность направления информации о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта; у заявителя есть обязательство по достижению значения предоставления межбюджетного трансферта; Фонд не представил доказательств принятия исчерпывающих мер по проверке достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями при формировании заявки на перечисление межбюджетного трансферта; проведенная прокуратурой Ленинградской области проверка исполнения заявителем федерального законодательства не имеет отношения к проведенной Управлением проверке, апелляционный суд не оценил довод, что нарушение Комитетом пункта 5 Правил не отменяет допущенные заявителем нарушения пункта 5 Правил.
В отзыве Фонд просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена плановая выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования.
В результате проверки выявлено нарушение, а именно: в нарушение пункта 5 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила), Фондом не достигнуты значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов по количеству оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2022 в количестве 5 998 единиц - (плановое значение 32 000 единиц, фактически 26 002 единиц) на сумму 20 533 835,12 руб.
Управление выдало Фонду представление от 09.08.2022 N 45-09-05/18-3175 с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в срок до 01.03.2023 и представить информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, Управление не позднее 01.03.2023.
Фонд оспорил данное представление в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционный суд решение суда отменил, требования удовлетворил.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях этого Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно отменил решение суда первой инстанции, ошибочен вывод апелляционного суда об отсутствии у Фонда обязанности по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, что у него имеется лишь обязанность о направлении информации о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, у заявителя есть обязательство по достижению значения предоставления межбюджетного трансферта, Фонд не представил доказательств принятия исчерпывающих мер по проверке достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями при формировании заявки на перечисление межбюджетного трансферта, проведенная прокуратурой Ленинградской области проверка исполнения заявителем федерального законодательства не имеет отношения к проведенной Управлением проверке, апелляционный суд не оценил довод, что нарушение Комитетом пункта 5 Правил не отменяет допущенные заявителем нарушения пункта 5 Правил.
Данные доводы подлежат отклонению.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.06.2011 N 183 утверждено Положение о Фонде (далее - Положение), в п. п. 1, 2 которого указано, что Фонд является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области, а также юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность в соответствии с федеральными законами, Положением.
В пункте 10 Положения содержатся сведения о формировании доходов бюджета Фонда, к которым среди прочих относятся межбюджетные трансферты, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета. Положением на Фонд возложены организация ведения его учета и отчетности.
Контроль за использованием Фондом бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является межбюджетный трансферт, осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации и г. Байконуром условий предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля (п. 16, п. 17 Правил).
Контроль за исполнением бюджета Фонда осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 27 Положения).
Пункт 3 Правил определены условия предоставления межбюджетных трансфертов, среди которых: заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или администрацией г. Байконура соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; соответствие субъекта Российской Федерации и г. Байконура критерию отбора субъекта Российской Федерации и г. Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в п. 4 Правил.
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Ленинградской области 03.08.2021 заключено соглашение, предметом которого согласно пункту 1.1 является предоставление из федерального бюджета в 2021 году бюджету Ленинградской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3.3 Соглашения перечисление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в бюджет Ленинградской области осуществляется на единый счет бюджета Ленинградской области, открытый Комитету финансов Ленинградской области в Управлении федерального казначейства по Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения Правительство Ленинградской области обязуется обеспечивать достижение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Из пункта 6.1. Соглашения следует, что функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения со стороны Правительства Ленинградской области возложены на Комитет по здравоохранению Ленинградской области.
Обязанности Фонда по финансовому обеспечению углубленной диспансеризации застрахованных граждан определены Правилами и заключаются в следующем: направить в Комитет по здравоохранению Ленинградской области заявку на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования, подтверждающую объем средств, необходимый для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации (пункт 9 Правил); использовать полученные средства на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Минздравом РФ, в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 11 Правил); представить Комитету по здравоохранению Ленинградской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании полученных средств, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта (пункт 12 Правил); возвратить в бюджет субъекта РФ денежные средства в случае не достижения результата предоставления межбюджетного трансферта. Фондом выполнены все вышеперечисленные обязанности.
Как правильно указал апелляционный суд, ни Соглашением, ни Правилами на территориальные фонды ОМС не возложена обязанность по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, в его обязанности входит направление информации о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта в составе отчета об использовании полученных денежных средств.
Отчет о достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 13 Правил и отчет о расходах бюджета субъекта РФ в целях финансового обеспечения, которых предоставляется межбюджетный трансферт, представляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, который является получателем бюджетных средств, то есть Комитетом по здравоохранению Ленинградской области.
Установленные в Правилах межбюджетные трансферты направлялись на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299, в разделе IV которой установлено, что Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Минздравом РФ. Минздрав России приказом от 01.07.2021 N 698н утвердил Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком ответственными за проведение углубленной диспансеризации являются руководители медицинских организаций, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка углубленная диспансеризация проводится на основании календарного плана проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан.
Из пункта 11 Порядка следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем.
В соответствии с разделом IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2020 N 893, в рамках проведения профилактических мероприятий Комитет по здравоохранению Ленинградской области обеспечивает организацию прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе в вечерние часы и в субботу, а также предоставляет гражданам возможность дистанционной записи на медицинские исследования.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области в рамках проведения профилактических мероприятий, с учетом установленных Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (СOVID-19), обеспечивает организацию прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляет гражданам возможность дистанционной записи на медицинские исследования в соответствии с Временными методическими рекомендациями по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19). Версия 1 (06.07.2020), утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации 06.07.2020.
Таким образом, апелляционный суд правильно отметил, что Фонд в силу своей компетентности не может организовывать и проводить диспансеризацию, в его функции входит только оплата выставленных счетов.
Апелляционный суд правомерно указал, что в оспариваемом представлении Управлением установлено требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ в срок до 01.03.2023, однако не указано, какие причины и условия привели к недостижению значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов.
Следовательно, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление Управления от 09.08.2022 N 45-09-05/18-3175 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Фонда в сфере осуществления экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд правильно применил нормы материального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А56-101555/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Порядком ответственными за проведение углубленной диспансеризации являются руководители медицинских организаций, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка углубленная диспансеризация проводится на основании календарного плана проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан.
Из пункта 11 Порядка следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А56-101555/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2023 г. N Ф07-6021/23 по делу N А56-101555/2022