23 мая 2023 г. |
Дело N А21-6196/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Калининградской областной таможни представителя Рубин О.А. (доверенность от 26.12.2022 N 124),
рассмотрев 18.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А21-6196/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн", адрес: 238158, Калининградская обл., г. Черняховск, Промышленная ул., д. 9, ОГРН 1133926038003, ИНН 3906307090 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании постановлений Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о привлечении к административной ответственности от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-324/2022, 10012000-325/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023, постановления таможенного органа от 29.03.2022 N 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-325/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022 признаны незаконными и отменены в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности; постановления Таможни от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000- 319/2022, 10012000-324/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022 признаны незаконными и отменены в части назначения административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере, превышающем в общей сумме 20 000 руб.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит отменить решение от 21.09.2022 и постановление от 23.01.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Таможни, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты представления статистической формы учета в таможенный орган (19.11.2021) и в этом случае срок давности таможенным органом не пропущен. Также у судебных инстанций не имелось правовых оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку в данном случае правонарушения выявлены не в ходе государственного контроля, а при выполнении Таможней полномочий по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Федеральная таможенная служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы таможенного органа без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 19.11.2021 представило в таможенный орган в виде электронных документов статистические формы учета перемещения товаров (системные номера: ED 20211119181432970, ED 20211119181406532, ED 20211119181503317, ED 20211119181535661 за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 со сроком предоставления до 12.02.2021; ED 20211119181604067, ED 20211119181655661, ED 20211119181629239 за период с 01.02.2021 по 28.02.2021 - до 15.03.2021; ED 20211119181754349, ED 20211119181826193, ED 20211119182526039, ED 20211119181948048 за период с 01.03.2021 по 31.03.2021 - до 14.04.2021; ED 20211119182035687 за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 - до 24.05.2021, ED 20211119182146982 за период с 01.05.2021 по 31.05.2021 - до 15.06.2021, ED 20211119182332217 за период с 01.06.2021 по 30.06.2021 - до 14.07.2021, ED 20211119182613992, ED 20211119182227982 за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 - до 13.08.2021), содержащие сведения о вывозе Обществом товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и Республики Беларусь по договорам от 14.01.2021 N 32, от 08.02.2021 N 33, от 06.11.2019 N 173, от 09.01.2020 N 174, от 16.01.2020 N 181, от 05.03.2020 N 184.
В связи с выявленными фактами нарушения срока представления статистических форм Таможня 10.03.2022 составила в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-324/2022, 10012000-325/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022, квалифицировав его действия по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-324/2022, 10012000-325/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначены наказания в виде 20 000 руб. административного штрафа по каждому постановлению.
Считая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконными и отменили постановления от 29.03.2022 N 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-325/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022 в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, а также пришли к выводу, что постановлениями от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-324/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022 Обществу должно быть назначено наказание как за совершение одного правонарушения, то есть в размере, не превышающем в общей сумме 20 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил.
Суды установили, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что статистические формы учета перемещения товаров (ED 20211119181432970, ED 20211119181406532, ED 20211119181503317, ED 20211119181535661 за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 со сроком предоставления до 12.02.2021; ED 20211119181604067, ED 20211119181655661, ED 20211119181629239 за период с 01.02.2021 по 28.02.2021 - до 15.03.2021) представлены Обществом в таможенный орган 19.11.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при перемещении товаров за пределы Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В данном случае правонарушение совершено в форме бездействия, срок исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы нормативно определен, оснований считать правонарушение длящимся не имеется; срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как установили суды, последним днем периода, установленного для исполнения Обществом соответствующей обязанности по предоставлению статистических форм, являлось 12.02.2021 и 15.03.2021.
Соответственно, годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (то есть с 13.02.2021 и с 16.03.2021), и истек 12.02.2022 и 15.03.2022.
Таким образом, постановления таможенного органа от 29.03.2022 N 10012000-320/2022, 10012000-321/2022, 10012000-322/2022, 10012000-325/2022, 10012000-353/2022, 10012000-354/2022, 10012000-355/2022 вынесены по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ признаны незаконными и отменены.
Материалами дела также подтверждено, что статистические формы учета перемещения товаров (ED 20211119181754349, ED 20211119181826193, ED 20211119182526039, ED 20211119181948048 за период с 01.03.2021 по 31.03.2021 со сроком предоставления до 14.04.2021; ED 20211119182035687 за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 - до 24.05.2021, ED 20211119182146982 за период с 01.05.2021 по 31.05.2021 - до 15.06.2021, ED 20211119182332217 за период с 01.06.2021 по 30.06.2021 - до 14.07.2021, ED 20211119182613992, ED 20211119182227982 за период с 01.07.2021 по 31.07.2021 - до 13.08.2021) представлены Обществом в таможенный орган 19.11.2021 с нарушением установленного срока, что в отсутствие доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при перемещении товаров за пределы Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности постановлениями от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-324/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022 не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Таможней в данном случае не пропущен.
Вместе с тем суды сочли, что у таможенного органа не имелось оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение срока представления каждой статистической формы учета перемещения товаров, поскольку все статистические формы за отчетные месяцы года были представлены в один день - 19.11.2021.
Суды первой и апелляционной инстанции также правомерно учли, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как указали суды, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Как видно из материалов дела, факт нарушения Обществом срока представления статистических форм учета перемещения товаров за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2021 года выявлен таможенным органом 19.11.2021 одновременно по всем спорным статистическим формам при осуществлении в соответствии с пунктом 12 Правил контроля за своевременностью представления статистических форм.
Таким образом, с учетом требований части 5 статьи 4.4 КоАП РФ Общество должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вопреки доводам подателя жалобы, не позволяют сделать вывод о том, что при выявлении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.7.13 КоАП РФ, нормы части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.
Принимая во внимание изложенное, исходя из совокупности установленных обстоятельств, суды признали, что постановлениями Таможни от 29.03.2022 N 10012000-317/2022, 10012000-319/2022, 10012000-324/2022, 10012000-326/2022, 10012000-351/2022, 10012000-352/2022, 10012000-356/2022, 10012000-357/2022, 10012000-358/2022 Обществу должно быть назначено административное наказание как за совершение одного правонарушения - в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств и с учетом всех доводов и возражений сторон, а их выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А21-6196/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, факт нарушения Обществом срока представления статистических форм учета перемещения товаров за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2021 года выявлен таможенным органом 19.11.2021 одновременно по всем спорным статистическим формам при осуществлении в соответствии с пунктом 12 Правил контроля за своевременностью представления статистических форм.
Таким образом, с учетом требований части 5 статьи 4.4 КоАП РФ Общество должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вопреки доводам подателя жалобы, не позволяют сделать вывод о том, что при выявлении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.7.13 КоАП РФ, нормы части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А21-6196/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2023 г. N Ф07-3960/23 по делу N А21-6196/2022