24 мая 2023 г. |
Дело N А56-50805/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Баженовой Ю.С. и Константинова П.Ю.,
при участии от администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга Юрченко С.Н. (доверенность от 22.12.2021), от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Максоцкого Р.А. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 18.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А56-50805/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга, адрес: 198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Калининская ул., д. 7, ОГРН 1037841000647, ИНН 7819000990 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, ОГРН 1037800006089, ИНН 7801002274 (далее - Университет), об обязании в течение 90 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и привести фасад нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ульяновская ул., д. 1, лит. "А" (далее - Здание), в проектное состояние, путем проведения работ по восстановлению облицовочной плитки, окрасочного и штукатурного слоя, а также кирпичной кладки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. "А", ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление).
Решением от 09.08.2022 на Университет возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и привести фасад Здания в проектное состояние путем проведения работ по восстановлению облицовочной плитки, окрасочного и штукатурного слоя, а также кирпичной кладки; в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 решение от 09.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Университет просит решение от 09.08.2022 и постановление от 03.02.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Администрация является ненадлежащим истцом по настоящему делу, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Управление надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрацией в пределах своих полномочий проведена проверка содержания фасада Здания, в ходе которой установлено ненадлежащее его содержание, выразившееся в отсутствии облицовочной плитки, разрушении окрасочного и штукатурного слоя, выветривания кирпичной кладки на фасадных стенах Здания, о чем был составлен протокол осмотра от 09.03.2022.
Названный объект представляет собой нежилое здание (научно-исследовательский институт физики), площадью 48 592,6 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019325:14, находящееся в собственности Российской Федерации и переданное в оперативное управление Университету с регистрацией соответствующего права 05.12.2019.
Здание расположено на земельном участке площадью 388 608 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019325:211 по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ульяновская ул., д. 3, находящемся в собственности Российской Федерации и переданном на праве постоянного (бессрочного) пользования Университету с 20.12.2016.
Администрация направила в адрес Университета уведомление от 29.03.2022 N 01-21-463/22-0-0 об устранении выявленных нарушений в срок до 12.04.2022.
В ответ на данное уведомление Университет направил Администрации письмо от 07.04.2022 за N 01/1-33-1191, в котором сообщил, что Университетом разработаны противоаварийные мероприятия по фасаду Здания, которые будут выполнены в 2022 году при условии финансирования; выявленные дефекты не представляют угрозы пешеходам и автомобилистам, так как находятся на значительном расстоянии от пешеходной и дорожной сети; проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасада Здания находится на согласовании в Комитете по градостроительству и архитектуре.
Впоследствии, 15.04.2022, Администрацией был осуществлен повторный осмотр Здания, в результате которого было установлено, что выявленные ранее нарушения Университетом не устранены.
Администрация, ссылаясь на непринятие Университетом, в ведении которого находится спорный объект, мер по его надлежащему содержанию, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, установив факт ненадлежащего содержания Университетом фасада Здания, удовлетворили требования Администрации, увеличив срок, в течение которого ответчиком должны быть устранены выявленные нарушения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N 3(2019)).
В силу статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 891-180) фасад объекта капитального строительства является объектом благоустройства, ограждение, колонны являются элементами благоустройства.
Согласно положениям статьи 10 Закона Санкт-Петербурга N 891-180 собственники объектов благоустройства и элементов благоустройства обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила благоустройства), мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений включают в себя: поддержание технического состояния фасадов, поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 21.2. Приложения N 5 Правил благоустройства мероприятия по содержанию ограждений включают: регулярное визуальное обследование объектов, обеспечение чистоты объектов, обеспечение надлежащего физического или технического состояния и безопасности объектов, в том числе посредством выполнения ремонта.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в совокупности, суды установили, что объект, принадлежащий Российской Федерации и закрепленный на праве оперативного управления за Университетом, находится в неудовлетворительном состоянии, которое создает угрозу жизни здоровью и имуществу неопределенного круга третьих лиц - пешеходов и автомобилистов.
Данные обстоятельства надлежащими доказательствами ответчиком не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно посчитали возможным удовлетворить исковые требования Администрации.
Довод Университета об отсутствии у Администрации полномочий на предъявление настоящих требований дублирует довод апелляционной жалобы и правомерно отклонен судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.10.1 Положения N 1098 в сфере благоустройства Администрация наделена полномочиями организовывать в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
По смыслу пункта 3.10.1 Положения N 1098 Администрация должна обеспечить своевременный ремонт элементов благоустройства на тех землях, которые расположены на территории подведомственного ей района и находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, учитывая, что спорный земельный участок, на котором расположено Здание, является государственной собственностью и находится на территории подведомственного Администрации района, последняя - вопреки позиции Университета - является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А56-50805/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
...
По смыслу пункта 3.10.1 Положения N 1098 Администрация должна обеспечить своевременный ремонт элементов благоустройства на тех землях, которые расположены на территории подведомственного ей района и находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А56-50805/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2023 г. N Ф07-5191/23 по делу N А56-50805/2022