25 мая 2023 г. |
Дело N А56-97424/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Давыдовой М.В. (доверенность от 18.10.2022 N 13-28/24688@),
рассмотрев 22.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А56-97424/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу", адрес: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 4, ОГРН 1107847402937, ИНН 7841436912 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу, адрес: 198334, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 37, ОГРН 1047814000013, ИНН7807019690 (далее - Инспекция), принять налоговую отчетность за полугодие 2022 года, изложенного в письме от 02.08.2022 N 16-07/18644; об обязании Инспекции принять отчетность за полугодие 2022 года (налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), представленную 25.07.2022 на съемном носителе информации.
Решением суда от 09.12.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с требованием заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.06.2022 N 184/7/9875 подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения обязаны представлять налоговую, статистическую и иную отчетность, содержащую сведения о служебной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в электронном виде на машинных носителях информации, исключив их передачу по открытым каналам связи; такое основание для отказа в приеме налоговой декларации как несоответствие способа ее подачи налоговое законодательство не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение 25.07.2022 представило в налоговый орган на съемном носителе информации (диске CD-R/CD-RW) налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2022 года.
Письмом Инспекции от 02.08.2022 N 16-07/18644 Учреждению отказано в принятии данной налоговой декларации по причине несоответствия способа ее представления.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 08.09.2022 N 16-15/47203@ жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с отказом Инспекции в принятии спорной налоговой декларации на машинном носителе (оптическом диске), Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АКП РФ) представленные в материалы дела доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что действующим налоговым законодательством не предусмотрен способ представления налоговой отчетности в электронном виде (файлах), сформированной на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 39 Административного регламента предоставление государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) включает в себя, в том числе прием налоговых деклараций (расчетов), представленных:
- на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган (а);
- на бумажном носителе по почте, а также налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, представленных через МФЦ (б);
- в электронной форме (в).
Согласно пункту 160 Административного регламента прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме осуществляется, если заявитель взаимодействует с налоговым органом в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе, а также если заявитель передал в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через Единый портал налоговую декларацию (расчет), подписанную усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписью.
Способ представления налоговой отчетности в электронном виде в виде файлов, сформированных на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации, как верно отмечено судами, ни в статье 80 НК РФ, ни в других статьях Налогового кодекса Российской Федерации и Административного регламента не установлен.
Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа принять налоговую отчетность от налогоплательщика на съемном машинном носителе информации
Основания для отказа в приеме налоговой декларации указаны в пункте 19 Административного регламента. В частности, согласно подпункту 3 пункта 19 Административного регламента таким основанием является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
В рассматриваемом случае суды установили, что налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2022 года Учреждение представило в Инспекцию в электронном виде на машинном носителе (оптическом диске CD-R/CD-RW).
Принимая во внимание отсутствие в действующем налоговом законодательстве положений, обязывающих налоговый орган принять от налогоплательщика налоговую декларацию, представленную в электронном виде на машинном носителе, учтя наличие у Учреждения права представить спорную налоговую декларацию на бумажном носителе лично или через представителя, а также в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, действия Инспекции по отказу в принятии налоговой декларации Учреждения по налогу на прибыль за полугодие месяцев 2022 года соответствуют пункту 4 статьи 80 НК РФ и пункту 19 Административного регламента, следовательно, являются законным и не нарушают права и законные интересы Учреждения.
Как предусмотрено частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами правильно, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А56-97424/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание отсутствие в действующем налоговом законодательстве положений, обязывающих налоговый орган принять от налогоплательщика налоговую декларацию, представленную в электронном виде на машинном носителе, учтя наличие у Учреждения права представить спорную налоговую декларацию на бумажном носителе лично или через представителя, а также в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, действия Инспекции по отказу в принятии налоговой декларации Учреждения по налогу на прибыль за полугодие месяцев 2022 года соответствуют пункту 4 статьи 80 НК РФ и пункту 19 Административного регламента, следовательно, являются законным и не нарушают права и законные интересы Учреждения.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А56-97424/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2023 г. N Ф07-6314/23 по делу N А56-97424/2022