26 мая 2023 г. |
Дело N А56-88549/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 22.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Феникс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу N А56-88549/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Феникс", адрес: 198216, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 140, литера А, помещение 11Н, комната 55, ОГРН 1027802758521, ИНН 7805272680 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 1910115, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), об обязании произвести перерасчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), выставленной за май 2021 года исходя из расчета 802 руб. 98 коп. за куб.м сточных вод, принятых Предприятием в мае 2021 года. Делу присвоен номер А56-88549/2021.
Предприятие обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Обществу о взыскании 2 886 096 руб. 90 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, 169 836 руб. пеней по состоянию на 26.11.2021 с последующим их начислением по дату фактической уплаты задолженности согласно пункту 6.2 статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Делу присвоен номер А56-92358/2021.
Предприятие также обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Обществу о взыскании 3 022 344 руб. 52 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, 68 003 руб. пеней по состоянию на 29.10.2021 с последующим их начислением по дату фактической уплаты задолженности согласно пункту 6.2 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ. Делу присвоен номер А56-16018/2022.
Определением от 30.11.2021 дела номер А56-88549/2021, А56-92358/2021 и А56-16018/2022 объединены в одно производство с присвоением делу номера А56-88549/2021.
Решением от 12.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.01.2023, в удовлетворении иска Общества отказано. Иск Предприятия удовлетворен частично: с Общества в пользу Предприятия взыскано 5 908 441 руб. 42 коп. долга и 902 817 руб. 57 коп. пеней за период с 17.08.2021 по 31.03.2022, а также пени, начиная с момента окончания срока действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), до даты фактической уплаты основного долга исходя из 1/130 действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа согласно пункту 6.2 статей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 12.10.2022 и постановление от 09.01.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска Общества о взыскании с Предприятия 1 832 320 руб. 71 коп. в виде переплаты по счету-фактуре от 30.06.2021 N 3497710446 и с учетом зачета указанной переплаты взыскать с Общества в пользу Предприятия 717 512 руб. 09 коп. долга и 100 672 руб. 47 коп. пеней.
Как указывает податель жалобы, при применении коэффициента 2 согласно абзацу второму пункта 116(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Предприятием оставлено без внимания, что в контрольной пробе зафиксированы превышения по показаниям железо, цинк, жиры и нефтепродукты, а показания по марганцу и соотношению химического потребления кислорода (далее - ХПК) и биохимического потребления кислорода (далее - БПК5), превышение которых зафиксировано 13.06.2018 и 21.09.2018, были в норме; нарушения по показателям марганца и соотношению ХПК/БПК5 после 21.09.2018 Обществом были устранены, следовательно, наличие плана по указанным показателям на 31.05.2021 не требовалось; доказательства грубого превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям марганца и соотношению ХПК/БПК5 в пробе, полученной 31.05.2021, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2023 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду отпуска судьи Михайловской Е.А., ранее участвовавшей в рассмотрении дела, произведена ее замена на судью Кустова А.А. После замены в составе суда рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Общество (абонент) 14.06.2005 заключили договор N 10-49771/10-О/23-2 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой, соответствующей установленным государственным стандартам, санитарным правилам и нормам требованиям, а также принимать в свои системы канализации сточные воды от абонента в соответствии с действующими административными требованиями, а абонент обязался оплачивать полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и порядке, предусмотренные Договором.
Пунктом 3.1.3 Договора установлена обязанность Предприятия систематически проводить контроль состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента, а при их отсутствии - на выпусках в системы коммунальной канализации Предприятия, в порядке, установленном органом исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.2.1 Договора абонент обязался соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами N 644, иными нормативными правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу названными Правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами; разрабатывать (корректировать) и представлять на утверждение Предприятию допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Порядок учета количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод согласованы в разделе 4 Договора, а порядок расчетов - в разделе 5.
Объекты водоснабжения и водоотведения согласованы в приложении к Договору и расположены по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 140, литера А (у железнодорожной платформы), и проспект Народного Ополчения, дом 2 (дорога к троллейбусному парку).
Предприятие при участии представителя Общества из контрольного канализационного колодца на выпуске 1 (К50) и выпуске 2 (Л45) отобрало пробы сточных вод, отводимых Обществом в систему канализации, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 31.05.2021 N 374343-210521-01 (далее - Акт), подписанный от абонента инженером Жолиеркевичем С.М.
По результатам отбора проб по Акту установлено, что сточные воды Общества, принимаемые в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы.
Письмом от 16.06.2021 N 447 Предприятие уведомило Общество о выявленном превышении требований к составу и свойствам сточных вод и предложило ему утвердить и представить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.
Предприятие, ссылаясь на невнесение Обществом в полном объеме платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанную с применением коэффициента 2 согласно абзацу второму пункта 116(4) Правил N 644, обратилось в арбитражный суд с иском.
Общество, ссылаясь на необоснованное начисление платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с применением коэффициента 2, также обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды признали доказанным факт негативного воздействия на работу ЦСВ и пришли к выводу об обоснованности требований Предприятия по праву и размеру суммы основного долга, рассчитанного с применением коэффициента 2, предусмотренного пунктом 116(4) Правил N 644, и удовлетворили иск Предприятия в части взыскания основного долга.
Требования в части неустойки удовлетворены судами частично в связи с ее расчетом по ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату вынесения решения (9,5%), а также в связи с применением моратория на начисление неустойки, установленного Постановлением N 497. По тем же основаниям в связи с признанием обоснованным расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ суды отказали в удовлетворении иска Общества.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 664 и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Существенным условием такого договора является порядок учета принимаемых сточных вод.
В пункте 1 статьи 781 ГК РФ указано, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Пунктом 111 Правил N 644 установлена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 этих Правил.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены этими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
В силу пункта 116(4) Правил N 644 абоненты, указанные в абзаце первом пункта 115 Правил N 644 (допустившие по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) нарушение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил, или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций по одному и тому же загрязняющему веществу (показателю), а также указавшие в декларации фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или фактические показатели свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций), обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод до 1 января 2019 года (если уведомления, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получены абонентом после указанной даты, - в течение 90 календарных дней со дня получения абонентом такого уведомления).
Абонент вправе обратиться в организацию, осуществляющую водоотведение, с заявлением о продлении 90-дневного предельного срока разработки плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод не более чем на 60 календарных дней при условии обоснования такого продления с приложением документов, подтверждающих необходимость такого продления.
В случае если абоненты в указанные сроки не утвердили план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в отношении всех загрязняющих веществ (показателей), по которым были допущены нарушения, в указанные сроки, а также в случае невыполнения абонентами мероприятий утвержденного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в предусмотренные планом (этапом плана) сроки, начиная с 1 января 2019 года и до даты устранения указанных нарушений, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной в соответствии с Правилами, дополнительно применяется коэффициент 2.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
В обоснование факта сброса загрязняющих веществ Предприятие в материалы дела представило Акт, протокол определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от 14.06.2021 N 2823.21.В.
В письме от 16.06.2021 N 447 Предприятие предложило Обществу в соответствии с пунктом 115 Правил N 644 представить план по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
Поскольку доказательств утверждения в сроки, установленные Правилами N 644, плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод Обществом не представлено, суды пришли к выводу о соответствии требованиям пункта 116(4) Правил N 644 расчета Предприятия платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что Общество допустило сброс в сточные воды загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, в связи с чем признали исковые требования Предприятия обоснованными.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
В части требования о взыскании неустойки кассационная жалоба доводов не содержит.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Поскольку кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебные расходы на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу N А56-88549/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Феникс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 116(4) Правил N 644 абоненты, указанные в абзаце первом пункта 115 Правил N 644 (допустившие по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) нарушение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил, или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций по одному и тому же загрязняющему веществу (показателю), а также указавшие в декларации фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или фактические показатели свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций), обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод до 1 января 2019 года (если уведомления, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получены абонентом после указанной даты, - в течение 90 календарных дней со дня получения абонентом такого уведомления).
...
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
...
В письме от 16.06.2021 N 447 Предприятие предложило Обществу в соответствии с пунктом 115 Правил N 644 представить план по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
Поскольку доказательств утверждения в сроки, установленные Правилами N 644, плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод Обществом не представлено, суды пришли к выводу о соответствии требованиям пункта 116(4) Правил N 644 расчета Предприятия платы за негативное воздействие на работу ЦСВ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2023 г. N Ф07-2912/23 по делу N А56-88549/2021