29 мая 2023 г. |
Дело N А56-62235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Актив" Князькова М.А. (доверенность от 06.09.2021), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Чернышевой Н.Е. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А56-62235/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив", адрес: 195248, Санкт-Петербург, Ириновский пр., д. 1, лит. Ф, ОГРН 1107847047934, ИНН 7806427094 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), об изменении договора от 31.05.2018 N 07/ЗКС-10402 аренды земельного участка на инвестиционных условиях в части срока получения разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию путем указания в пункте 5.2.2 на получение разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию в срок по 30.10.2023.
Решением от 11.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 данное решение отменено; заявленные требования удовлетворены.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить постановление от 08.02.2023, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение от 11.11.2022. По мнению подателя жалобы, Общество, не согласившись с предложенным Комитетом вариантом дополнительного соглашения, должно было обратиться в суд с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения, а не с требованием об изменении договора; вопрос о продлении срока получения разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию не может рассматриваться в отрыве от вопроса об установлении порядка перечисления арендной платы на период увеличения срока строительства.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы апелляционного суда правильными.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2018 N 296 (далее - постановление N 296) Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 31.05.2018 N 07/ЗКС-10402 аренды на инвестиционных условиях земельного участка площадью 6929 кв. м с кадастровым номером 78:11:0006158:1123, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Ириновский пр., участок 73 (северо-западнее пересечения с Индустриальным проспектом), для осуществления инвестиционного проекта по строительству объекта бытового обслуживания сроком до 30.11.2021 (пункт 9.1).
Согласно пунктам 4.1, 4.1.1, 4.4 договора общая сумма подлежащей перечислению арендатором арендной платы составляет 28 200 000 руб. за период строительства, установленный в пункте 5.2.2 договора, в том числе часть арендной платы уплачивается в виде платежей в твердой сумме, составляющей 148 160 руб., и часть арендной платы в размере 28 051 840 руб. установлена в форме обязательства, указанного в пункте 6.2.22 договора.
В разделе 5 договора согласован график осуществления инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 5.1 договора началом реализации инвестиционного проекта является 31.05.2018.
Согласно пункту 5.2 договора реализация инвестиционного проекта осуществляется в следующем порядке:
- первый этап - инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование (пункт 5.2.1 договора);
- второй этап - строительство результата инвестирования. Окончанием этапа является получение разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию в срок не более 42 месяцев с даты вступления в силу постановления N 296, то есть в срок до 20.10.2021 (пункт 5.2.2 договора).
Пунктом 6.2.22 договора предусмотрена обязанность арендатора по окончании строительства передать в собственность Санкт-Петербурга нежилые помещения, оборудованные отдельным входом и индивидуальными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, общей площадью не менее 530 кв. м по цене за 1 кв. м 52 928 руб. в объекте для размещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Красногвардейского района".
Договор зарегистрирован в установленном порядке 25.06.2018.
Дополнительным соглашением от 31.08.2020 к договору, заключенным сторонами в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), срок действия договора продлен до 30.10.2023 (пункт 9.1); раздел 4 договора дополнен пунктом 4.7, определяющим порядок исчисления арендной платы по истечении срока, указанного в пункте 5.2.2 договора.
Комитет со ссылкой на постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2021 N 350 направил Обществу для подписания текст дополнительного соглашения от 01.07.2021 N 1 к договору, в котором наряду с продлением срока получения разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию по 30.10.2023 (пункт 5.2.2) предложил иную редакцию пункта 4.7, предусматривающего порядок перечисления арендной платы по истечении первоначального срока строительства (с 20.10.2021).
Общество, не согласившись с предложенным вариантом дополнительного соглашения в части изменения порядка перечисления арендной платы, письмом от 24.05.2022 направило Комитету проект дополнительного соглашения, предусматривающего только увеличение срока получения разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию по 30.10.2023 без изменения иных условий договора.
Поскольку стороны не достигли соглашения по изменению договора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон (пункт 1) или по требованию одной стороны по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ было предусмотрено право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2021 потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора, независимо от оснований заключения данного договора. Таким образом, данным специальным законом установлена возможность заключения по требованию арендатора дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении срока его действия.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2021 N 350 со ссылкой на Закон N 98-ФЗ установлено, что при увеличении срока действия договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях в соответствии с дополнительным соглашением, заключенным на основании части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, срок строительства результата инвестирования увеличивается на срок действия такого договора, установленный указанным дополнительным соглашением.
Как видно из материалов дела, стороны в соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ заключили дополнительное соглашение от 31.08.2020 к договору от 31.05.2018 N 07/ЗКС-10402, предусматривающее увеличение срока действия договора по 30.10.2023.
В предложенном Обществом варианте дополнительного соглашения срок окончания строительства соответствует сроку действия договора, определенному дополнительным соглашением от 31.08.2020.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа Обществу в изменении условий договора в части срока окончания строительства, в связи с чем апелляционный суд правомерно, признав ошибочными выводы арбитражного суда первой инстанции, удовлетворил требования Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение по требованию Общества в рамках настоящего дела срока окончания строительства не свидетельствует об установлении судом наличия/отсутствия взаимосвязи данного условия договора с иными условиями, кроме условия о сроке действия договора.
Применение в данном случае избранного Обществом способа защиты -путем изменения договора, а не урегулирования разногласий при заключении дополнительного соглашения - следует признать допустимым с учетом отсутствия в материалах дела доказательств направления Комитетом Обществу оферты в виде подписанного со стороны арендодателя проекта дополнительного соглашения, а также доказательств направления ответа на предложение Общества подписать дополнительное соглашение в редакции арендатора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А56-62235/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ было предусмотрено право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2021 потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора, независимо от оснований заключения данного договора. Таким образом, данным специальным законом установлена возможность заключения по требованию арендатора дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении срока его действия.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2021 N 350 со ссылкой на Закон N 98-ФЗ установлено, что при увеличении срока действия договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях в соответствии с дополнительным соглашением, заключенным на основании части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, срок строительства результата инвестирования увеличивается на срок действия такого договора, установленный указанным дополнительным соглашением.
Как видно из материалов дела, стороны в соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ заключили дополнительное соглашение от 31.08.2020 к договору от 31.05.2018 N 07/ЗКС-10402, предусматривающее увеличение срока действия договора по 30.10.2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2023 г. N Ф07-6565/23 по делу N А56-62235/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11643/2024
27.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40934/2022
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1777/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35952/2023
29.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6565/2023
08.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40934/2022
11.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-62235/2022