30 мая 2023 г. |
Дело N А05-7692/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "АГД Даймондс" Суханевич М.М. (по доверенности от 10.01.2023 N 78) и Дячкиной Н.А. (по доверенности от 08.11.2022 N 444),
рассмотрев 29.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-7692/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "АГД Даймондс", адрес: 163001, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 168, ОГРН 1022900508036, ИНН 2901071160 (далее - Общество), о возложении на ответчика обязанности выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 1834,9947 га, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Общества Прокофьев Кирилл Александрович.
Решением суда первой инстанции от 06.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить означенные решение и постановление. В обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на наличие у Общества обязанности провести работы по лесовосстановлению лесного участка.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву от 25.05.2023.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.02.2018 Министерство (арендодатель) и Общество (до переименования 18.09.2018 - акционерное общество "Архангельское геологодобычное предприятие"; арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 2143, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору для разработки месторождения полезных ископаемых лесной участок, общей площадью 1 835,9947 га в Мезенском лесничестве Архангельской области, состоящий из следующих лесных участков:
1) площадью 1 802,9561 га, с кадастровым номером 29:11:140201:8,
2) площадью 4,1300 га, с кадастровым номером 29:11:140201:13,
3) площадью 0,0349 га, с кадастровым номером 29:11:140201:133,
4) площадью 3,4697 га, с кадастровым номером 29:11:140201:134,
5) площадью 1,0000 га, с кадастровым номером 29:11:140201:135,
6) площадью 22,4345 га, с кадастровым номером 29:11:140201:136,
7) площадью 1,9695 га, с кадастровым номером 29:11:140201:137.
Согласно пункту 4 договора лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для разработки месторождения полезных ископаемых (разработка месторождения алмазов им. В. Гриба).
Подпунктом "л" пункта 3.4 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Общество 24.05.2018 через Министерство обратилось в Правительство Российской Федерации с заявлением о переводе земель лесного фонда, общей площадью 1 834,9947 га, в земли промышленности с приложением документации, предусмотренной пунктом 4 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48.
Министерство письмом от 26.07.2018 N 204-05-22/6177 направило представленный Обществом пакет документов в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Письмом от 27.08.2018 N ЕК-03-27/14354 Рослесхоз возвратил комплект документов в Министерство с замечаниями на доработку.
Общество 22.10.2018 обратилось в Правительство Российской Федерации с новым заявлением N 22-5587 о переводе земель лесного фонда (лесных участков, общей площадью 1 834,9947 га в Мезенском лесничестве, предоставленных для разработки месторождения полезных ископаемых) в земли промышленности.
Письмом от 15.11.2018 N ЕК-03-42/19148) Рослесхоз направил согласованную документацию в Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды России).
Минприроды России письмом от 24.12.2018 N 01-16-07/32812 внесло в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о переводе земель лесного фонда.
Правительством Российской Федерации 27.03.2019 принято распоряжение N 545-р о переводе земель лесного фонда, площадью 1 834,9947 га, в категорию земель промышленности для размещения горно-обогатительного комбината.
В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 15.04.2019 внесены сведения об изменении категории земель на земли промышленности.
В государственный кадастр недвижимости 23.05.2019 внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земель на "для размещения горно-обогатительного комбината".
Министерство и Общество 10.06.2019 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 15.02.2018 N 2143, согласно которому из договора аренды исключены лесные участки общей площадью 1 834,9947 га, переведенные в земли промышленности, в аренде у Общества остался только один лесной участок, площадью 1,0000 га, с кадастровым номером 29:11:140201:135, в квартале 178 ч Ручьевского участкового лесничества Мезенского лесничества.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возложении на Общество обязанности по проведению работ по лесовосстановлению на земельном участке, общей площадью 1 834,9947 га, в связи с переводом в земли иной категории.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришел к выводу о том, что изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации Законом N 212-ФЗ, на спорные правоотношения не распространяются, поскольку Общество обратилось с заявлением о переводе земель лесного фонда в земли промышленности ранее вступления в силу указанного закона, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае исковые требования заявлены Министерством в рамках абзаца седьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (понуждение должника совершить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства).
Указанный способ защиты нарушенного права может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Как установлено судами, лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 1 835,9947 га предоставлен Обществу для разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
В силу положений статьи 43 ЛК РФ использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
Исходя из положений статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 и ранее утвержденные Правила лесовосстановления N 566.
Согласно пункту 2 действующих Правил N 897 лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 3 статьи 63 ЛК РФ согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
Вышеуказанными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Как следует из материалов дела, распоряжение N 545-р о переводе земель лесного фонда, площадью 1 834,9947 га, в категорию земель промышленности для размещения горно-обогатительного комбината принято Правительством Российской Федерации 27.03.2019. Сведения об изменении категории земель на земли промышленности внесены в ЕГРН 15.04.2019.
Между тем Общество не исполнило законодательно возложенную на него обязанность проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению.
Впоследствии 02.07.2021 принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 ЛК РФ.
В силу статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46.1 ЛК РФ, возложена обязанность обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ установлено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции настоящего закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 62 ЛК РФ были разработаны Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 N 1014, вступившие в силу с 01.01.2021 (далее - Правила N 1014).
Подпунктом "в" пункта 6 Правил N 1014 установлено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Пунктом 14 Правил N 1014 предусмотрено, что лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Аналогичные положения по вопросу лесовосстановления и обязанностей лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений, изложены в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024.
Поскольку Общество не исполнило предусмотренные лесным законодательством обязанности, требования Министерства являются обоснованными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-7692/2022 следует отменить, а требования Министерства - удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку при рассмотрении кассационной жалобы иск удовлетворен в полном объеме, с учетом подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче иска, апелляционной и кассационной жалобы, взыскивается с ответчика в размере 12 000 руб. за подачу иска, апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-7692/2022 отменить.
Требования Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области удовлетворить.
Обязать акционерное общество "АГД Даймондс", адрес: 163001, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 168, ОГРН 1022900508036, ИНН 2901071160, выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 1834,9947 га, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Взыскать с акционерного общества "АГД Даймондс", адрес: 163001, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 168, ОГРН 1022900508036, ИНН 2901071160, в доход федерального бюджета 12 000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 14 Правил N 1014 предусмотрено, что лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Аналогичные положения по вопросу лесовосстановления и обязанностей лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений, изложены в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024.
...
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-7692/2022 следует отменить, а требования Министерства - удовлетворить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2023 г. N Ф07-4587/23 по делу N А05-7692/2022