30 мая 2023 г. |
Дело N А56-21835/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Захаровой М.В.,
при участии от государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник" Романенко Д.И. (доверенность от 09.01.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ТС" Злобиной Ю.Ю. (доверенность от 05.10.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-21835/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Замковый о., д. 1, ОГРН 1154704002958, ИНН 4704098141 (далее - учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТС", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Рыночная пл., д. 1, ОГРН 1024700878509, ИНН 4704024750 (далее - ОО "ТС", общество), о взыскании 2 309 302 руб. 79 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.02.2020 по 28.02.2021 и 684 649 руб. 70 коп. пеней за период с 16.02.2020 по 01.04.2022 (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 14.09.2022 с общества в пользу учреждения взыскано 2 309 302 руб. 79 коп. основной задолженности и 684 649 руб. 70 коп. неустойки.
Постановлением апелляционного суда от 13.02.2023 решение изменено, взыскано с общества в пользу учреждения 1 494 317 руб. 50 коп. задолженности и 321 968 руб. 04 коп. неустойки. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит решение оставить без изменения, постановление изменить в части освобождения общества от арендной платы и уменьшения пеней. Податель жалобы указывает, что апелляционный суд, удовлетворив ходатайство истца о рассмотрении дела с использованием видеоконференц-связи и при возникновении технических неполадок по своему усмотрению изменил указанный способ проведения заседания, лишив истца права на участие в заседании. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для освобождения ответчика от арендной платы за период с 01.03.2020 по 31.05.2020, указывает на то, что на основании запроса общества учреждением было подготовлено дополнительное соглашение к договору о предоставлении обществу отсрочки по арендной плате, каких либо запросов об освобождении от арендной платы общество учреждению не направляло, учреждение не знало и не могло знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коноравирусной инфекции, а также указывает на то, что ответчик в акте верки расчётов признавал задолженность по арендной плате за указанный период.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее. Между социально-культурным объединением "Ингрия" Министерства культуры РСФСР (арендодатель) и малым государственным предприятием "Бассарабия" (арендатор) заключен договор от 04.03.1992 аренды здания - памятника архитектуры "Круглая Башня" площадью 533 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Пионерская ул., д. 9, для использования под ресторан.
Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом и обществом заключено дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору аренды от 04.03.1992, согласно которому арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое трехэтажное здание площадью 570,3 кв. м, являющееся объектом культурного наследия федерального значения - памятник архитектуры "Круглая башня" XVI в., расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Рыночная пл., д. 1.
Распоряжением Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 15.04.2019 N 331 право оперативного управления на объект культурного наследия - "Круглая башня" XVI в. закреплено за учреждением.
Государственная регистрация права оперативного управления произведена 04.06.2019, государственный регистрационный номер 47:01:0000000:26550-47/015/2019-2.
09.07.2019 между учреждением (арендодатель) и ООО "ТС" (арендатор) заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды от 04.03.1992, в соответствии с которым арендодателем по договору является государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник".
Государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 24.07.2019 за номером 47:01:0000000:26550-47/015/2019-3.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по другому делу (N А56-127767/2019) установлена рыночная стоимость годовой арендной платы за пользования названным объектом с 01.05.2019 в размере 3 259 941 руб.
В соответствии с пунктом 4.2. договора аренды в случае нарушения арендатором пункта 2.2.2 договора начисляются пени в размере 0,05 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по другому делу (N А56-127767/2019) с 01.05.2019 установлена рыночная стоимость годовой арендной платы указанного объекта культурного наследия - "Круглая башня" XVI в. в размере 3 259 941 руб.
Учреждение направило обществу претензию от 01.10.2021 N 458 с требованием о погашении задолженности по арендной плате.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по внесению арендной платы и отказ от добровольного исполнения изложенных в претензии требований, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал установленным наличие задолженности по арендной плате и удовлетворил требования учреждения.
Суд апелляционной инстанции установил, что ответчик относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и пришёл к выводу о том, что ответчик освобожден от уплат арендных платежей с 01.03. 2020 по 31.05.2020 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2020 N 241, и отказал в иске в указанной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд апелляционной инстанции правильно применил статьи 309, 310, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил заключение между учреждением (арендодатель) и ООО "ТС" (арендатор) договора аренды объекта культурного наследия, обоснованно сослался на то, что ответчик не представил доказательств перечисления арендных платежей по договору и пришёл к обоснованному выводу о том, что с арендатора в пользу арендодателя подлежит взысканию арендная плата и договорная неустойка за нарушение сроков внесения платы. При определении периода взыскания арендной платы апелляционный суд правомерно посчитал, что период с 01.03. 2020 по 31.05.2020 подлежит исключению при расчёте задолженности по арендной плате. При этом суд исходил из того, что общество относится к малым предприятии, включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016.
Как следует из материалов дела, общество 13.04.2020 обратилось к арендодателю с заявлением о неначислении арендной платы с 01.03.2020 года и предоставлении отсрочки по арендной плате.
Суд апелляционной инстанции правильно применил пункт 1.2 постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2020 N 241, согласно которому арендаторы - субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый; реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России), осуществляющих свою деятельность в соответствии с условиями договоров аренды в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 освобождены от арендной платы по договорам аренды государственного имущества Ленинградской области (в том числе земельных участков) за период с 01.03.2020 по 31.05.2020 путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды на основании обращений арендаторов, а также подпункт "в" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", согласно которому арендодатель должен обеспечить уведомление арендаторов в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения о возможности: заключения дополнительных соглашений.
Отклоняя доводы подателя жалобы, апелляционный суд правомерно применил правовую позицию, изложенную в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020. В соответствии с данным правовым подходом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждаю наличие обстоятельств, свидетельствующих о принятии судом апелляционной инстанции неверного решении по существу спора.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом норм процессуального права является несостоятельной. Суд апелляционной инстанции в связи с неподклюением представителя учреждения к системе веб-конференции сделал вывод о подготовленности дела к рассмотрению и о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя истца.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, сделанные судом выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений процессуального законодательства, которые являются безусловными основаниями для отмены судебного акта либо привели или могли привести принятию неверного решения по существу спора судом апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-21835/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Выборгский объединенный музей-заповедник" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правильно применил пункт 1.2 постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2020 N 241, согласно которому арендаторы - субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый; реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России), осуществляющих свою деятельность в соответствии с условиями договоров аренды в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 освобождены от арендной платы по договорам аренды государственного имущества Ленинградской области (в том числе земельных участков) за период с 01.03.2020 по 31.05.2020 путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды на основании обращений арендаторов, а также подпункт "в" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", согласно которому арендодатель должен обеспечить уведомление арендаторов в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения о возможности: заключения дополнительных соглашений.
Отклоняя доводы подателя жалобы, апелляционный суд правомерно применил правовую позицию, изложенную в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020. В соответствии с данным правовым подходом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2023 г. N Ф07-3974/23 по делу N А56-21835/2022