31 мая 2023 г. |
Дело N А42-3044/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 31.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А42-3044/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Атлассис Технолоджи, адрес: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 7, этаж/кабинет , ИНН 7730188904, ОГРН 1157746974978 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 183050, Мурманская область, г. Мурманск, пр. Кольский, д.156, ИНН 5191120200, ОГРН 1025100836166 (далее - Фонд), принять заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 год и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и установить класс профессионального риска на 2021 год в соответствии с ОКВЭД 62.01.
На стадии апелляционного производства произведена замена в порядке процессуального правопреемства Фонда на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д.26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее - Фонд).
Решением первой инстанции от 03.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, в связи с неисполнением Обществом обязанности представить Фонду необходимые для подтверждения основного вида деятельности документы страховщик вправе самостоятельно установить страховой тариф, исходя из правила отнесения страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска экономической деятельности согласно ОКВЭД, указанному страхователем в ЕГРЮЛ. Таким образом, принцип, установленный пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), действует лишь в случае представления необходимых документов страхователем в установленный законом срок. Кроме того Фонд считает, что нарушение заявителем срока представления документов является самостоятельным основанием для установления страхового тарифа, соответствующего осуществляемой Обществом экономической деятельности.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, уведомлением от 27.04.2021 Фонд сообщил Обществу об определении в соответствии с заявленным основным видом деятельности 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" 22 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество 03.11.2021 направило Фонду заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения", в которой указало следующие показатели:
- доходы по виду экономической деятельности (тыс. руб.) - 5 321;
- целевые поступления и финансирования (тыс. руб.) - 0;
- доля доходов и поступления, соответствующие коду ОКВЭД по данному виду экономической деятельности, в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (%) - 100;
- численность работающих - 3.
Общество 15.03.2022 обратилось к Фонду с жалобой, в которой указало, что в его адрес неоднократно поступают требования о внесении исправлений в расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2021 год. Заявитель указал, что он признает нарушение установленного срока предоставления заявления и справки, однако Фонд не принял во внимание правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, и не провел надлежащую оценку направленных 03.11.2021 документов и не внес изменения в данные об основном виде экономической деятельности Общества.
Письмом от 31.03.2022 N 16-07/5116-2630 "Об установлении страхового тарифа" Фонд сообщил Обществу о нарушении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), в котором установлен срок представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности в территориальный орган фонда по месту своей регистрации - ежегодно не позднее 15 апреля.
По существу жалобы Фонд указал, что с учетом не предоставления страхователем в установленный срок заявления и справки-подтверждения ОВЭД за 2020 год ему определен 22 класс профессионального риска в соответствии с видом экономической деятельности по коду ОКВЭД 77.39.2 и установлен соответствующий страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 %.
Не согласившись с отказом в установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в соответствии с основным видом осуществляемой экономической деятельности с кодом ОКВЭД 62.01, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявление Общества, исходили из того, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, которые Фонд должен оценить и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие из выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Статьей 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы утверждены Правила N 713.
В силу пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил N 713).
Согласно пункту 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 55 до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
В случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представит документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Из материалов дела судами установлено, что для подтверждения основного вида деятельности в 2021 году "Разработка компьютерного программного обеспечения" (код 62.01 ОКВЭД) Обществу надлежало не позднее 15.04.2021 представить в Фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55.
Общество с нарушением срока, а именно 03.11.2021, представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку - подтверждение основного вида экономической деятельности.
Поскольку до 15.04.2021 заявление и документы от Общества в Фонд не поступили, страховщиком, начиная с 01.01.2021, установлен для страхователя страховой тариф в размере 3,4 % по 22 классу профессионального риска, исходя из вида деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки", который соответствует коду ОКВЭД 77.39.2.
Между тем судами принято во внимание, что представленными в Фонд 03.11.2021 документами Общество подтвердило основной вид деятельности - "Разработка компьютерного программного обеспечения" - ОКВЭД 62.01, доход от которой за 2020 год составил 100 % от всего дохода полученного Обществом в 2020 году.
Установив данные обстоятельства, не опровергнутые заинтересованным лицом, суды пришли к правильному выводу о том, что страхователем доказана обоснованность заявленного им тарифа в 2021 году по виду экономической деятельности "Разработка компьютерного программного обеспечения" - ОКВЭД 62.01.
Правовая позиция Фонда о допустимости оставления установленного им класса профессионального риска в случае представления страхователем документов для подтверждения основного вида экономической деятельности за пределами установленного срока обоснованно признана судами ошибочной.
Не соглашаясь с данным выводом судов, Фонд не учитывает, что установленное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда на отнесение страхователя к наиболее высокому классу профессионального риска, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
По смыслу положений пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 N 302-КГ18-9260.
Более того, в случае непредставления страхователем в установленный законодательством срок документов для подтверждения основного вида его экономической деятельности у органа социального страхования отсутствует право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло, что следует из пункта 8 Правил N 713.
В ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций Фонд не представил в материалы дела доказательства осуществления Обществом в 2020 году такого основного вида деятельности, соответствующего коду по ОКВЭД 77.39.2, как "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки".
Исходя из установленных по делу обстоятельств суды обеих инстанций правомерно установили отсутствие у Фонда законных оснований для установления Обществу с января 2021 года страхового тарифа в размере 3,4 %, в связи с чем признали требование Общества об установлении тарифа, соответствующего осуществляемой им деятельности подлежащим удовлетворению.
Утверждение Фонда о том, что указанная правовая позиция влечет безответственное поведение участников гражданского оборота является умозрительным, не основанным на материалах дела и не имеющим правового значения для разрешения спора.
Отсутствие санкции за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, не наделяет Фонд полномочиями произвольно превращать в нее право, предоставленное ему пунктом 5 Порядка N 55.
Иное противоречит базовому принципу правового государства, раскрытому в требованиях статей 15 (часть 3), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами двух инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов не свидетельствует о нарушении им норм материального права, а направленные на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств доводы кассационной жалобы Фонда не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А42-3044/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 N 302-КГ18-9260.
Более того, в случае непредставления страхователем в установленный законодательством срок документов для подтверждения основного вида его экономической деятельности у органа социального страхования отсутствует право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло, что следует из пункта 8 Правил N 713.
...
Отсутствие санкции за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, не наделяет Фонд полномочиями произвольно превращать в нее право, предоставленное ему пунктом 5 Порядка N 55.
Иное противоречит базовому принципу правового государства, раскрытому в требованиях статей 15 (часть 3), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2023 г. N Ф07-5491/23 по делу N А42-3044/2022