г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А42-3044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40986/2022) ГУ - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2022 по делу N А42-3044/2022 (судья Кабикова Е.Б.), принятое по заявлению ООО "Атлассис Технолоджи"
к ГУ - Мурманскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
об обязании
при участии:
от заявителя: Божко А. Е. (генеральный директор)
от ответчика: Гринькова А. Д. (доверенность от 10.01.2023)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлассис Технолоджи" (ИНН 7730188904, ОГРН 1157746974978, адрес: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 7, этаж/кабинет 3/4; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5191120200, ОГРН 1025100836166, адрес: 183050, Мурманская область, г. Мурманск, пр. Кольский, д.156; далее - фонд, ответчик) принять заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 год и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и установить класс профессионального риска на 2021 год в соответствии с ОКВЭД 62.01.
Решением суда от 03.11.2022 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Ответчиком заявлено ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства стороны по делу N А42-3044/2022 - фонда на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее - отделение фонда) в связи с реорганизацией 01.01.2023 в форме присоединения в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу статьи 48 АПК РФ реорганизация юридического лица является основанием для проведения процессуального правопреемства в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Апелляционный суд, приняв во внимание, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, производит замену заинтересованного лица - фонда на его правопреемника - отделение фонда.
В судебном заседании представитель отделения фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, уведомлением от 27.04.2021 фонд сообщил обществу об определении в соответствии с заявленным основным видом деятельности 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" 22 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
03.11.2021 ООО "Атлассис Технолоджи" (прежнее наименование ООО "Моссервис 24") направило в адрес фонда заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения", в которой указало следующие показатели:
- доходы по виду экономической деятельности (тыс. руб.) - 5 321;
- целевые поступления и финансирования (тыс. руб.) - 0;
- доля доходов и поступления, соответствующие коду ОКВЭД по данному виду экономической деятельности, в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (%) - 100;
- численность работающих - 3.
15.03.2022 общество обратилось в адрес фонда с жалобой, в которой указало, что в его адрес неоднократно поступают требования о внесении исправлений в расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2021 год. Заявитель указал, что им признается нарушение установленного срока предоставления заявления и справки. Однако фондом не приняты во внимание определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, не проведена надлежащая оценка направленных 03.11.2021 документов и не внесены изменения в данные об основном виде экономической деятельности общества.
Письмом от 31.03.2022 N 16-07/5116-2630 "Об установлении страхового тарифа" фонд сообщил обществу о нарушении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, в котором установлен срок представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности в территориальный орган фонда по месту своей регистрации - ежегодно не позднее 15 апреля.
По существу жалобы фонд указал, что в связи со сменой юридического адреса страхователь передан из Филиала N 4 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и поставлен на учет в Мурманском региональном отделении 30.04.2021. 22.04.2022 Филиалом N 4 в связи с непредставлением ООО "Моссервис 24" заявления и справки-подтверждения ОВЭД за 2020 год определен 22 класс профессионального риска в соответствии с видом экономической деятельности по коду ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" и установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 %.
Документы о подтверждении ООО "Моссервис 24" основного вида экономической деятельности за 2020 год направлены в Мурманское региональное отделение 03.11.2021, после установления страхового тарифа на 2021 год.
Изменение установленного страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в течение календарного года действующим законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с отказом в установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2021 год в соответствии с основным видом осуществляемой экономической деятельности с кодом ОКВЭД 62.01, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учётом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объёме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (с учетом изменений, внесенных Приказом Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) (далее - Порядок N55).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по установленной форме;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по установленной форме;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объёме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В свою очередь, пунктом 5 Порядка N 55 установлено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением до 15.04.2021 ООО "Моссервис 24" в территориальный орган фонда по месту своей регистрации документов для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2020 год, Филиал N 4 Государственного учреждения - Московское региональное отделе фонда социального страхования Российской Федерации определил 22 класс профессионального риска в соответствии с видом деятельности по коду ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" и установил страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 %.
Вместе с тем, как следует из пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10 отмечено, что в пункте 5 Порядка N55 указано на "осуществляемые виды деятельности", а поэтому вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определён лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Таким образом, фонд, устанавливая страхователю страховой тариф, должен исходить из деятельности, которую общество осуществляло в действительности.
Доказательств того, что общество занимается видом экономической деятельности по коду ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки", в материалы дела не представлено.
Напротив, общество представило в материалы дела документы, подтверждающие, что в 2020 году его деятельность была связана только с разработкой компьютерного программного обеспечения, что подтверждается соотношением доходов, полученных от деятельности по разработке, к общим доходам организации.
Как указывает заявитель и подтверждается представленными в материалы дела сведениями о контрактах, заключенных с Департаментом финансово ресурсного обеспечения Администрации Томской области, УФК по Пермскому краю, Департаментом информационных технологий и цифрового развития Курганской области, в 2020 году ООО "Атлассис Технолоджи" оказывало своим заказчикам следующие услуги:
- выполнение технологических работ по развитию комплекса программных средств единого портала исполнительных органов государственной власти Тамбовской области;
- выполнение работ по созданию информационной системы "Туристический портал Пермского края" с выполнением работ по разработке и внедрению системы защиты информации с поставкой, установкой, настройкой средств защиты информации и аттестацией информационной системы по требованиям защиты информации;
- оказание услуг по разработке и внедрению регионального геопортала Курганской области в целях обеспечения государственных нужд.
Общая сумма доходов от осуществляемого вида деятельности за 2020 год составила 5 321 472 руб. 72 коп.
Общество представило в материалы дела расшифровку операций с приложением первичных документов в подтверждение получения дохода, связанного с деятельностью по разработке программного обеспечения, включая платёжные и банковские документы, подтверждающие оплату по исполненным контрактам.
В налоговой декларации по единому налогу за 2020 год, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма полученных доходов отражена в размере 5 321 473 руб.
При этом в декларации указан код вида экономической деятельности по ОКВЭД 46.90 ""Торговля оптовая неспециализированная".
Вместе с тем, как пояснил заявитель, фактически вся деятельность организации в 2020 году связана с ОКВЭД 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения". Деятельность по другим направлениям не велась.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.04.2022 общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22.10.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157746974978 и в тот же день 22.10.2015 в ЕГРЮЛ внесены сведения об основном виде деятельности - ОКВЭД 46.90 "Торговля оптовая неспециализированная".
В соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждённой Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2017 N 45279) ОКВЭД 46.90 "Торговля оптовая неспециализированная" также относится к 1 классу профессионального риска.
Довод фонда о неполном соответствии сумм доходов в бухгалтерской отчетности с предоставленными первичными документами правомерно отклонен судом как не имеющий отношения к существу спора.
Заявителем в материалы дела предоставлена полная детализация деятельности организации с предоставлением всех первичных документов, на основании которых можно сделать однозначный вывод, что основной вид деятельности организации за отчётный период связан с ОКВЭД 62.01.
Указание в бухгалтерской и налоговой отчетности ОКВЭД 46.90 при фактическом осуществлении иного вида экономической деятельности, а также при том, что ОКВЭД 46.90 также относится к 1 классу профессионального риска, не влияет на подлежащий применению страховой тариф.
Фонд не представил доказательств, свидетельствующих об осуществлении обществом в 2020 году деятельности по аренде и лизингу прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки (77.39.2), соответствующей 22 классу профессионального риска
Нарушение срока представления документов в соответствии с пунктами 3, 5 Порядка N 55 не является достаточным основанием для отказа в установлении страхового тарифа исходя из фактически осуществляемого основного вида экономической деятельности.
Технические ограничения, на которые ссылается фонд, не могут являться основанием для отказа в применении страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска, соответствующему фактическому виду осуществляемой страхователем экономической деятельности.
Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен на основании только тех документов, в которых приведены сведения о возможных видах осуществления экономической деятельности предприятия. Фонд должен представить доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемых страхователем видов деятельности, позволяющие назначить страхователю размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Поскольку фондом указанные доказательства не представлены, доводы общества не опровергнуты, суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы отделения фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке процессуального правопреемства произвести замену ответчика по делу N А42-3044/2022 - Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5191120200, ОГРН 1025100836166) на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ИНН 5191120055, ОГРН 1025100846814).
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2022 по делу N А42-3044/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3044/2022
Истец: ООО "АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ"
Ответчик: ГУ МУРМАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ