07 июня 2023 г. |
Дело N А05-7262/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр" Зимина А.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 31.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А05-7262/2022, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр", адрес: 162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Прогресс, ул. Новая, д. 4, кВ. 2, ОГРН 1163525070334, ИНН 3524015793 (далее - ООО УК "Жилищный центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Северному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 1, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление) об оспаривании отказа в выдаче лицензии, выраженного в уведомлении от 04.02.2022 N 05-01-24/1406.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2022, заявленные требования удовлетворены: судом признан недействительным отказ Управления в выдаче лицензии Обществу, выраженный в уведомлении от 04.02.2022 N 05-01-24/1406. Суд возложил на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем повторного рассмотрения его заявления о предоставлении лицензии от 20.12.2021 N 17616.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023, решение суда от 17.10.2022 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество направило кассационную жалобу и дополнение к ней от 15.05.2023, в которых указывает на несогласие с постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2023 в связи с несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы обращает внимание на нарушение прав и законных интересов Общества оспариваемым отказом Управления в выдаче лицензии, поскольку заключение государственной экспертизы проектной документации, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 23.03.2012 N 352 не содержит конкретный перечень отходов, разрешенный к размещения на полигоне ТБО, при этом расчетные параметры полигона, их вместимость и мощность имеют прямую зависимость от количества поступающих отходов, а не от их видов, равно как и правовые нормы в области природоохранного законодательства Российской Федерации не содержат прямого запрета на размещение на действующих объектах отходов различного класса опасности, образующихся в иных регионах в виду возможных преобразований поселений и административных делений.
Управление с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях от 24.05.2023.
В судебном заседании представитель Общества поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО УК "Жилищный центр" обратилось в Управление с заявлением от 24.11.2021 N ЖЦ/2021-008 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее- отходы).
Уведомлением от 26.11.2021 N 20 (письмо от 26.11.2021 N 05-01-06/15394) Управление уведомило заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений требований, установленных статьей 18 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон), пункта 24 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464 (далее - Административный регламент), а именно:
- в заявлении о предоставлении государственной услуги не указан адрес электронной почты юридического лица (указан адрес электронной почты доверенного лица);
- предоставленный список отходов содержит неполную информацию о наименованиях заявленных видов отходов.
Общество в письме от 07.12.2021 N ЖЦ/2021-009 информировало о своем несогласии с требованиями Управления, в ответе на которое Управление письмом от 09.12.2021 N 05-01-24/16144 повторно сообщило о необходимости устранения выявленных нарушений отразив их в уведомлении от 26.11.2021 N 20.
В адрес Управления 20.12.2021 поступило заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 15.12.2021 N ЖЦ/2021-010, в соответствии с которым Общество планировало осуществлять транспортирование отходов III-IV класса опасности, а также сбор и размещение отходов IV класса опасности.
На основании решения Управления от 22.12.2021 указанное заявление принято к рассмотрению и на основании распоряжения от 22.12.2021 N 336-р в отношении соискателя лицензии Управлением проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 24.12.2021 N 05-01-21/2021-28.
Согласно означенному акту по результатам внеплановой документарной проверки нарушений не выявлено, дополнительные документы для проведения проверки и правильного разрешения дела не запрашивались.
Кроме того, на основании распоряжения от 20.01.2022 N 10-рв Управлением проведена внеплановая выездная проверка Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 28.01.2022 N 08-01-21/2022-01.
Как следует из указанного акта, по результатам проверки Управлением сделаны выводы о нарушениях лицензионных требований, а именно несоответствие лицензионным требованиям, указанным в подпункте "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290). Указанные нарушения установлены, поскольку на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) планируется размещать отходы, не предусмотренные проектной документацией на строительство полигона, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Общество представило возражения на акт проверки от 11.02.2022 N ЖЦ/2021-008, в ответе на которые Управление возражения отклонило.
Приказом руководителя Управления от 03.02.2022 N 18-пв Обществу оказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании пункта 2 части 7 статьи 14 Закон N 99-ФЗ, подпункта "е" пункта 3 Положения N 2290.
Уведомлением от 04.02.2022 N 05-01-24/1406 сведения об отказе в предоставлении лицензии и его причинах доведены до Общества.
Не согласившись с отказом Управления, оформленным уведомлением от 04.02.2022, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанций исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и не усмотрел у Управления правовых и фактических оснований для оспариваемого отказа.
Основанием для такого вывода послужило следующее: акт проверки от 28.01.2022 N 08-01-21/2022-01, уведомление от 04.02.2022 N 05-01-24/1406 не содержат исчерпывающего перечня отходов, которые, по мнению Управления, не образуются на территории МО Никольское, Никифоровское, а заключение государственной экологической экспертизы N 352 не содержит конкретный перечень отходов, разрешенных к размещению на полигоне ТБО; расчетные параметры полигона, их вместимость и мощность имеют прямую зависимость от количества поступающих отходов, а не от их видов (не принял ссылки управления на статистические данные за период 2019-2021 годов о размещении отходов на полигоне ТБО для МО Никифоровский); границы территорий муниципальных образований могут изменяться, муниципальные образования могут упраздняться и преобразоваться; принял во внимание данные письма Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 08.09.2022 N ИХ.08-7742/22 и сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами Вологодской области, которая размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о том, что в 2022-2024 годах на полигон ТБО для МО Никифоровское должны поступать ТКО в общем объеме 3,45 тыс. тонн/год с территории Желябовского, Залесского, Никифоровского, Никольского, Устюженского сельских поселений и городского поселения Устюжна Устюженского муниципального района. На основании изложенного суд признал несостоятельными выводы Управления о том, что соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности по размещению отходов с отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и не согласился с выводами суда первой инстанции по существу спора. Апелляционный суд констатировал, что Обществу правомерно отказано в предоставление испрашиваемой лицензии.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Вывод апелляционного суда по существу спора соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечает подлежащим применению в рассматриваемом случае нормам материального права, правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закон N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Закона.
Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами (статья 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее - Закон N 7-ФЗ)
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен статьей 12 Закона N 99-ФЗ, в силу пункта 30 части 1 которой деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности
В силу пунктов 2, 4 части 3 статьи 13 упомянутого Закона к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются в случае, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, опись прилагаемых документов.
При этом, в силу части 4 статьи 13 Закона N 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии установлен статьей 14 Закона N 99-ФЗ.
В силу части 7 статьи 14 вышеназванного Закона основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (пункт 1);
установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2);
наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности (пункт 4).
На основании части 8 статьи 14 указанного Закона решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением N 2290.
В пункте 3 Положения N 2290 отражены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в том числе для работ по сбору отходов I - IV классов опасности (подпункт "а"); для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности (подпункт "б"); для работ по размещению отходов I - IV классов опасности (подпункт "е").
Согласно пункту 5 Положения N 2290 для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 99-ФЗ, в котором указывает:
для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:
виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;
реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами (подпункт "а");
для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности (подпункт "б");
для работ по размещению отходов I - IV классов опасности:
виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;
реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Законом об экологической экспертизе, за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
реквизиты документов о праве собственности или ином законном основании пользования земельным участком, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности (подпункт "е").
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на транспортирование отходов III-IV класса опасности по адресу мест осуществления лицензируемого вида деятельности: Вологодская область, Шекснинский район, д. Прогресс, ул. Новая, д. 4, кв. 2 (юридический адрес Общества); а также по сбору, размещению отходов IV класса опасности по адресу: Вологодская область, Устюженский район, кадастровый номер: 35:19:0310020:179 (полигон ТБО для муниципальных образований (МО) Никольское, Никифоровское).
Отказ Управления в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности обусловлен положениями пункта 2 части 7 статьи 14 Закон N 99-ФЗ и подпункта "е" пункта 3 Положения N 2290, поскольку в ходе проверки было установлено несоответствие Общества лицензионным требованиям: соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности по размещению отходов с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Проведенная Управлением внеплановая документарная проверка, нарушений не выявила.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки (распоряжение от 20.01.2022 N 10-рв) Управлением составлен акт проверки от 28.01.2022 N 08-01-21/2022-01, в котором отражено, что для выполнения работ по сбору и размещению отходов IV класса опасности Общество планирует эксплуатировать полигон ТБО (свидетельствам о государственной регистрации права от 27.06.2014 и 19.09.2014) на основании договора аренды муниципального имущества от 25.05.2020 N 14 и договора аренды земельного участка от 25.05.2020 N 50, заключенных Комитетом по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района и заявителем на период с 25.05.2020 по 24.05.2025. На проектную документацию "Строительство полигона ТБО для муниципальных образований Никольское, Никифоровское Устюженского района Вологодской области" получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом по Управлению Росприроднадзора по Вологодской области от 23.03.2012 N 352 (далее - Заключение N 352).
Управление в акте также отразило, что соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности при размещении отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно: согласно Заключению N 352 полигон ТБО предназначен для изоляции, захоронения ТБО, образующихся от населения, организаций и учреждений территории муниципальных образований (МО) Никольское, Никифоровское, однако в соответствии с перечнем отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО, обществом указаны отходы такие, как золошлаки при производстве генераторного газа и углей (код ФККО 64299111204), отходы одоризации природного газа с применением хлорной извести (код ФККО 64363111394), отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена (код ФККО 73420201724), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код ФККО 73420221724), мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (код ФККО 73420411724) и т.д. (далее - Иные отходы). По информации, имеющейся в распоряжении управления, подобные отходы на территории МО Никольское, Никифоровское не образуются.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, является объектом государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Как указано в части 1 статьи 18 Закона N 174-ФЗ, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 27 Закона N 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу пунктов 6, 7 статьи 30 упомянутого Закона к нарушениям законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами отнесены:
реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Положения N 2290 для работ по размещению отходов I - IV классов опасности требуется наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Законом N 174-ФЗ), а также использование лицензиатом объекта размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
С учетом изложенных норм, Управление в ходе проверки должно установить не только наличие у соискателя лицензии объекта размещения отходов положительного заключения ГЭЭ, но и - соответствие эксплуатации этого объекта полученному положительному заключению ГЭЭ.
Как указано в акте проверки от 28.01.2022 и следует из Заключения N 352, полигон ТБО предназначен для безопасного складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, образующихся от населения, организаций и учреждений территории МО Никольское, Никифоровское.
Согласно Заключению N 352 полигон ТБО - природоохранное сооружение, предназначенное для изоляции и захоронения твердых бытовых отходов, образующихся от населения, организаций и учреждений на территории муниципального образования Никольское, Никифоровское. Кроме того, в упомянутом Заключении содержится разъяснение, какие подгруппы отходов относятся к ТБО, разрешенным к размещению на полигоне: отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор IV - V классов опасности.
На основании изложенного при получении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности обществу необходимо руководствоваться требованиями проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам размещения отходов, которые получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В ходе проверки установлено, что соискателем лицензии заявлено использование объекта государственной экологической экспертизы при осуществлении деятельности при размещении отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с перечнем отходов, планируемых для размещения на полигоне ТБО, Обществом в заявлении о предоставлении лицензии от 15.12.2021 N 17402 указаны Иные отходы, которые, как установило управление, на территории МО Никольское, Никифоровское не образуются и не предусмотрены в документации.
Управлением сделан вывод об отступлениях от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на основании использования имеющихся в распоряжении управления данных о видах отходов, образующихся на территории Устюженского муниципального района, представляемых всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с обязанностью, установленной Законом N 89-ФЗ в рамках подачи ежегодной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
В соответствии со статьей 1 Закона N 174-ФЗ при проведении экологической экспертизы проводится оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В проектной документации в расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от тела полигона, проведенный на основании соответствующей методики, взяты отходы, образующиеся от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор 4-5 класса опасности в определенном количестве в соответствии с техническим заданием на проектирование объекта.
Оценка воздействия на окружающую среду в Заключении N 352 выполнена с учетом данных проектной документации и не содержит оценку воздействия Иных отходов, указанных Обществом в перечне видов отходов к заявлению о предоставлении лицензии.
Наличие территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходам и изменение муниципальных образований не свидетельствуют о возможности получения лицензии в отношении транспортирования, сбора и размещения любых видов отходов.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
На основании части 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 3 статьи 13.3 указанного Закона территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 6 статьи 13.3 вышеназванного Закона определено, что территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 10.01.2022 N 3 утверждена Территориальная схема обращения с отходами области, согласно приложению В1 к которой в 2022-2024 годах на полигон ТБО для МО Никифоровское должны поступать ТКО в общем объеме 3,45 тыс.тонн/год с территории Желябовского, Залесского, Никифоровского, Никольского, Устюженского сельских поселений и городского поселения Устюжна Устюженского муниципального района.
Вместе с тем указанная Территориальная схема обращения с отходами области не предусматривает поступление ТКО с территорий иных субъектов Российской Федерации на полигон ТБО для МО Никифоровское, содержит перечень источников образования отходов (пункт 2), порядок обращения с отдельными видами отходов (пункт 8), в составе которых спорные Иные отходы не поименованы.
Таким образом, ссылки Общества на возможность изменения муниципальных образований не свидетельствуют о возможности получения лицензии на любые виды отходов. Эти выводы Управления основаны на правильной оценке обстоятельств дела, отвечают имеющимся в деле доказательствам.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Обществу правомерно отказано в предоставление соответствующей лицензии, является правильным.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом кассационной инстанции не установлено.
Суд округа также отмечает, что оспариваемое решение Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, поскольку как следует из дополнения к кассационной жалобе на вновь поданное Обществом в Управление уведомление от 01.03.2023 N 04-01-31/л/1963 (с приложенными к нему документами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования принят акт от 11.05.2023, которым Управлению предписано оказать испрашиваемую Обществом государственную услугу по предоставлению лицензии в порядки и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о лицензировании, с момента поступления в Управление настоящего акта.
При изложенных обстоятельствах, основания для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 10.02.2023 N 7).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А05-7262/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный центр" (ОГРН 1163525070334, ИНН 3524015793; адрес: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, деревня Прогресс, улица Новая, дом 4, квартира 2) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.02.2023 N 7 за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением сделан вывод об отступлениях от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на основании использования имеющихся в распоряжении управления данных о видах отходов, образующихся на территории Устюженского муниципального района, представляемых всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с обязанностью, установленной Законом N 89-ФЗ в рамках подачи ежегодной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
В соответствии со статьей 1 Закона N 174-ФЗ при проведении экологической экспертизы проводится оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
...
В силу части 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
На основании части 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2023 г. N Ф07-2845/23 по делу N А05-7262/2022