07 июня 2023 г. |
Дело N А56-73701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Сорванова А.В. (доверенность от 13.04.2023), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Шавровой О.В. (доверенность от 18.10.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чехословак энерджи Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А56- 73701/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чехословак Энерджи Рус", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Чугунная ул., д. 20, лит. З, оф. 404, ОГРН 1147847430928, ИНН 7814631390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), от 31.10.2017 N 105-р (далее - Распоряжение N 105-р).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго).
Решением от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.12.2022 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.2023 и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, Комитет должен был заранее спланировать принятие Распоряжения N 105-р и вынести его 30.10.2017. Суды не учли, что предметом заявления, поданного Обществом в арбитражный суд, является именно признание недействительным Распоряжения N 105-р, которое принято не в соответствии с действующим законодательством. В Распоряжении N 105-р указано, что оно вынесено в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания N 209-э/1), которые утратили силу 30.10.2017. В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет не представил доказательства, подтверждающие, что Распоряжение N 105-р соответствует действующему законодательству. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что заявитель пропустил трехмесячный срок подачи заявления, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Ленэнерго просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета и Ленэнерго возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ленэнерго обратилось в Комитет с письмом от 12.09.2017 N ЛЭ/16-02/5077 об установлении платы на 2017-2019 года для заявителя - Общества, с отражением расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям Ленэнерго, не включаемыми в плату за технологическое присоединение, в котором предложило установить плату в размере 811 735 460 руб. без учета НДС.
По результатам заседания правления Комитет принял Распоряжение N 105-р, которым установил плату за технологическое присоединение к электрическим сетям Ленэнерго энергопринимающих устройств по заявке Общества (объект присоединения - генерирующее оборудование ПГУ ТЭЦ Всеволожск), расположенных по адресу: г. Всеволожск, мкр. Бернгардовка, кадастровый N 47:071045006:305 муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", по индивидуальному проекту, в размере 446 708 394 руб. 43 коп. (без учета НДС), и определил, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Общества (объект присоединения - генерирующее оборудование ПГУ ТЭЦ Всеволожск), расположенных по адресу: г. Всеволожск, мкр. Бернгардовка, кадастровый N 47:071045006:305 муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, составляет 168 000,00 кВт по второй категории надежности электроснабжения.
Не согласившись с Распоряжением N 105-р, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закона N 35-ФЗ) плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
При рассмотрении спора суды обоснованно исходили из того, что Комитет, как орган исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования тарифов, уполномочен устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, в соответствии со статьей 23.2 Закона N 35-ФЗ, пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), подпунктом "г" пункта 2.1.1. Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования на основе представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства Комитет на очередной календарный год рассчитываются с использованием метода сравнения аналогов и устанавливаются не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), стандартизированные тарифные ставки и ставки за 1 кВт максимальной мощности согласно перечню стандартизированных тарифных ставок, предусмотренному методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Критерии, по которым устанавливается индивидуальная плата за технологическое присоединение, определены Правилами технологического присоединения присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 (далее - Правила N 861), Методическими указаниями N 209-э/1(окончание действия документа 30.10.2017).
В силу пункта 30.2 Правил N 861, пунктов 37 и 38 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э (далее - Регламент N 313-э) при технологическом присоединении по индивидуальному проекту сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в орган тарифного регулирования заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Орган тарифного регулирования утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Распоряжением N 105-р установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Ленэнерго энергопринимающих устройств по заявке Общества (объект присоединения - генерирующее оборудование ПГУ ТЭЦ Всеволожск), расположенных по адресу: г. Всеволожск, мкр. Бернгардовка, кадастровый N 47:071045006:305 муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области".
Отклоняя довод Общества о том, что Комитет должен был заранее спланировать принятие Расоряжения N 105-р и вынести его 30.10.2017 суды обоснованно указали следующее.
На момент рассмотрения заявления Ленэнерго от 12.09.2017 N ЛЭ/16-02/5 077 по заявке Общества действовал Регламент N 313-э.
В соответствии с пунктом 38 Регламента N 313-э регулирующий орган утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) срок утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается регулирующим органом. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней.
Заявкой Общества на технологическое присоединение предусмотрена величина присоединяемой мощности 168 000 кВТ (свыше 8 900 кВТ) на уровне напряжения 110 кВ (свыше 35 кВ), следовательно, Комитет в данном случае обязан был провести экспертизу предложения и установить индивидуальную плату в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления заявления.
В связи с тем, что заявление Ленэнерго подано 12.09.2017, а плата установлена 31.10.2017, Комитетом соблюден срок принятия решения, установленный Регламентом N 313-э.
Суды правомерно отклонили довод Общества об обязанности Комитета установить плату до 31.10.2017, поскольку орган регулирования самостоятельно определяет срок проведения экспертизы предложения в пределах максимально допустимых сроков с учетом сложности характера ее проведения.
В период проведения Комитетом экспертизы предложения Ленэнерго об установлении оспариваемой платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по заявке Общества и принятия оспариваемого распоряжения, порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям был установлен Методическими указаниями N 209-э/1, Регламентов N 313 - э.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Комитетом не нарушена процедура проведения экспертизы предложения и принятия Распоряжения N 105-р.
Распоряжение N 105-р соответствует законодательству, действующему в период его принятия, в том числе Методическим указаниям N 209-э/1, (действующим на момент завершения проведения экспертизы).
Суды обоснованно указали, что приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Приказ N 1135/17) зарегистрирован в Минюсте России 19.10.2017 N 48609 и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20.10.2017.
Руководствуясь пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" суды установили, что Приказ N 1135/17 вступил в силу 31.10.2017, то есть в день принятия оспариваемого распоряжения.
Суды обоснованно отметили, что поскольку пунктом 29 Регламента N 313-э предусмотрено, что заявитель за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должен быть извещен о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлен с его материалами, включая проект решения, то экспертиза предложения должна быть завершена заблаговременно.
В рассматриваемом случае, экспертиза предложения Ленэнерго в части обоснованности расходов, учтенных при расчете платы, корректности определения параметров расчета платы, проведена на основании действующих нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики и завершена в период до окончания срока действия Методических указаний N 219-э/1.
Суды указали, что наличие в оспариваемом Распоряжении N 105-р ссылки на Методические указания N 209-э/1, которые утратили силу в день принятия названного распоряжения, но не в день завершения экспертизы, не влечет за собой недействительность оспариваемого распоряжения.
Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Распоряжение N 105-р соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доказательства того, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленная Распоряжением N 105-р завышена, в дело не представлены.
Руководствуясь частью 4 статьи 198 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Общество пропустило трехмесячный срок на подачу заявления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды обоснованно исходили из того, что на момент заключения Обществом и Ленэнерго договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2018 N ОД-30364-17/16893-Э-16 (далее - Договор от 28.04.2018) Обществу было известно о стоимости услуг по названному договору и о ненормативном правовом акте, в соответствии с которым утвержден размер платы. Поскольку договор заключен 28.04.2018, трехмесячный срок на подачу заявления на момент обращения заявителя в арбитражный суд (19.07.2022) пропущен; он истек 28.07.2018.
Суды отметили, что в соответствии с требованиями пункта 30 Правил государственного регулирования N 1178 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) Распоряжение N 105-р и протокол заседания правления от 31.10.2017 N 37 были опубликованы в установленный срок на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет.
Суды указали, что Общество не представило доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обжалование спорного распоряжения.
Довод Общества о том, что в момент подписания Договора от 28.04.2018 заявитель не проверял оспариваемое Распоряжение N 105-р, так как в этом отсутствовала необходимость, не может быть признан в качестве уважительной причины пропуска срока подачи заявления, так как, подписав названный договор, Общество согласилось с его ценой, определенной в соответствии с Распоряжением N 105-р, и порядком ее внесения.
Общество, являясь юридическим лицом, должно предвидеть наступление определенных последствий своих действий (бездействия), в том числе и неблагоприятных.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А56-73701/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чехословак энерджи Рус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно указали, что приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Приказ N 1135/17) зарегистрирован в Минюсте России 19.10.2017 N 48609 и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20.10.2017.
...
Суды обоснованно отметили, что поскольку пунктом 29 Регламента N 313-э предусмотрено, что заявитель за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должен быть извещен о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлен с его материалами, включая проект решения, то экспертиза предложения должна быть завершена заблаговременно.
...
Суды указали, что наличие в оспариваемом Распоряжении N 105-р ссылки на Методические указания N 209-э/1, которые утратили силу в день принятия названного распоряжения, но не в день завершения экспертизы, не влечет за собой недействительность оспариваемого распоряжения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2023 г. N Ф07-5799/23 по делу N А56-73701/2022