07 июня 2023 г. |
Дело N А21-2147/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" Мильхиной Е.А. (доверенность от 11.4.2022 N 43/22),
рассмотрев 05.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по делу N А21-2147/2022,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня, адрес: 109240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс", адрес: 238313, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Поддубное, Берлинская ул., д. 1, лит. А, ОГРН 1043902803845, ИНН 3906118818 (далее - Общество), 690 000 руб. утилизационного сбора, 19 423,50 руб. пеней, начисленных по дату подачи иска, а также пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 28.06.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 решение суда от 28.06.2022 отменено; с Общества в пользу Таможни взыскано 690 000 руб. утилизационного сбора, 19 423,50 руб. пеней, начисленных за период с 16.06.2021 по 27.10.2021, а также пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, начисленные на сумму неуплаченного утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки уплаты утилизационного сбора с 28.10.2021 до даты исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано 17 188 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы настаивает на отсутствии оснований для уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного им экскаватора-погрузчика; считает, что суды, вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), произвольно расширяют виды (категории) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Еврогрупп", адрес: 236010, Калининград, Красносельская ул., д. 45/51, ОГРН 1113926035343, ИНН 3906247570 (далее - ООО "Еврогрупп"), представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители Таможни и ООО "Еврогрупп" в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Общество ввезло и поместило под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/310521/0079330 товар - новый экскаватор-погрузчик на колесному ходу марки "Caterpillar", модели 434, мощностью 101.3 л.с., 2021 года выпуска, с гидравлической системой, для землеройных работ.
В графе 31 указанной ДТ Общество указало классификационный код товара по единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной действовавшим на дату ввоза товара решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 - 8429 59 000 0.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты утилизационного сбора.
Руководствуясь заявленным Обществом в ДТ кодом ТН ВЭД ЕАЭС, а также перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 06.02.2016 N 81 (далее - Постановление N 81), в раздел III которого включены экскаваторы-погрузчики, классифицируемые по коду 8429 59 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, посчитав, что ввезенный Обществом по названной ДТ товар подлежит обложению утилизационным сбором, Таможня направила Обществу уведомление от 29.06.2021 N 13-12/16934 о необходимости уплаты 690 000 руб. утилизационного сбора.
Поскольку Общество не уплатило утилизационный сбор, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, заявив, в том числе требования об уплате 19 423,50 руб. пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора, а также пени, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, придя к выводу о том, что задекларированный Обществом товар относится к категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, Обществом допущена просрочка уплаты утилизационного сбора, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Таможней требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данный сбор.
Исходя из абзаца пятого пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
В перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N 81, включены автогрейдеры, классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 1); бульдозеры, классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 2); экскаваторы, классифицируемые по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 3); катки дорожные, классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 4); погрузчики одноковшовые фронтальные, классифицируемые по коду 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 5); трубоукладчики, классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 6); краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемые по коду 8426 41 000 (пункт 7); прицепы, классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 8); тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по кодам 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 21 109 0, 8701 21 909 0, 8701 22 109 0, 8701 22 909 0, 8701 23 109 0, 8701 23 909 0, 8701 24 109 0, 8701 24 909 0, 8701 29 109 0, 8701 29 909 0, 8709 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 9); тракторы сельскохозяйственные гусеничные, классифицируемые по коду 8701 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 10); опрыскиватели для защиты растений самоходные и косилки самоходные, классифицируемые по коду 8424 82 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 13).
В силу пунктов 3, 5 Перечня утилизационный сбор не подлежит уплате в отношении экскаваторов, классифицируемых по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0, одноковшовых фронтальных погрузчиков, классифицируемых по коду 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что Общество ввезло экскаватор-погрузчик, классифицируемый по коду 8429 59 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем в Перечне не поименованы такие самоходные машины, как экскаваторы-погрузчики. Из пункта 3 Перечня не следует, что в него включены все виды экскаваторов.
В качестве подтверждения наличия разных видов таких самоходных машин как экскаватор и экскаватор-погрузчик апелляционный суд сослался на ГОСТ Р ИСО 6165-2010.
Согласно Перечню утилизационный сбор не уплачивается в отношении конкретных видов и категорий самоходных машин, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 305-ЭС20-6768 разъяснено, что само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом.
При решении вопроса об отнесении транспортного средства к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС его реальные физические характеристики, в том числе вид и категорию.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного экскаватора-погрузчика и, приняв во внимание отсутствие в материалах дела доказательств уплаты утилизационного сбора, удовлетворил заявленное Таможней требование об его уплате. Произведенный Таможней расчет утилизационного сбора проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
Пунктом 11 указанных Правил установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу подпункта "а" пункта 11(2) Правил документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 этих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости взыскания пени за его неуплату за период с 16.06.2021 по 27.10.2021 в размере 19 423,50 руб., а также суммы пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки уплаты утилизационного сбора с 28.10.2021 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Судебные акты в части взыскания пени, в том числе по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно Обществом не оспариваются и судом кассационной инстанцией не оцениваются.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по делу N А21-2147/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "а" пункта 11(2) Правил документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 этих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2023 г. N Ф07-4635/23 по делу N А21-2147/2022