14 июня 2023 г. |
Дело N А13-6286/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Власовой М.Г., Пряхиной Ю.В.,
при участии от акционерного общества "Новая перевозочная компания" Голубевой И.В. (доверенность от 01.12.2022), Волошиной С.А. (доверенность от 01.12.2022),
рассмотрев 14.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новая перевозочная компания" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А13-6286/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Новая перевозочная компания", адрес: 105066, Москва, Нижняя Красносельская ул., д. 39, стр. 1, пом. XX, комн. N 2, ОГРН 1037705050570, ИНН 7705503750 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансметалл", адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, Андреевская ул., д. 1, оф. 238, ОГРН 1153525031131, ИНН 3528236137 (далее - Общество), о взыскании 1 706 400 руб. штрафа за задержку вагонов под погрузкой.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", адрес: 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Кирова, д. 93, ОГРН 1027402166835, ИНН 7414003633 (далее - Комбинат).
Решением суда от 17.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, а его требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не учли, что отсутствие договорных отношений между Компанией и Обществом не может служить основанием для освобождения Общества от ответственности, поскольку она установлена законом.
В судебном заседании представители Компании поддержали доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 01.02.2018 Компания (исполнитель) и Комбинат (заказчик) заключили договор N 233330 (далее - Договор), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по предоставлению принадлежащего исполнителю железнодорожного подвижного состава полувагонов, платформ и/или контейнеров для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации.
В рамках Договора по поручениям Комбината Компания в период с июня по июль 2021 года направила на станции Ветласян, Човью, Обская, Кошта, Кожва-1, Лабытнанги, Усинск, Ядриха, Воркута, Сольвычегодск Северной железной дороги в адрес Общества порожние вагоны под погрузку лома черных металлов и отправку их в груженом состоянии на станцию Магнитогорск - грузовой Южно-Уральской железной дороги в адрес Комбината. По утверждению Компании, вагоны находились у Общества под погрузкой от 4 до 21 суток.
Компания начислила Обществу законную неустойку - штраф на основании статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку вагонов под погрузкой и потребовала от него его уплаты.
Оставление Обществом требования без удовлетворения послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что права Компании могут быть защищены в рамках обязательственных отношений с Комбинатом, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 названного Устава.
В силу части 2 статьи 99 Устава размер такого штрафа составляет десятикратный размер штрафов, установленных статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Исходя из пунктов 4.5, 6.2 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов из вагонов - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 4.1 Правил N 26 установлено, что время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В результате реформы, произошедшей после принятия Устава, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов. Компания является оператором подвижного состава и ее права при использовании принадлежащих ей вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
Понятие оператора железнодорожного подвижного состава приведено в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и абзаце тридцатом статьи 2 Устава.
Согласно указанным нормам оператор подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава штраф представляет собой законную неустойку, право требования которой принадлежит кредитору независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае Компания, как владелец подвижного состава правом на взыскание штрафа обладает.
Судами первой и апелляционной инстанций сделаны выводы об обратном ошибочно.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Компанией представлены документы в обоснование по размеру заявленных требований. Эти документы судами не исследовались.
Поскольку для разрешения спора требуется оценка доказательств и установление обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, исследовать и оценить представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 64 - 68 и 71 АПК РФ, отразив выводы в своем решении; решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А13-6286/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава штраф представляет собой законную неустойку, право требования которой принадлежит кредитору независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2023 г. N Ф07-6325/23 по делу N А13-6286/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7574/2023
16.08.2023 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6286/2022
14.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6325/2023
09.02.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-112/2023
17.11.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6286/2022